Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

05.11.2020
ВОПРОС:
Как можно провести мониторинг соблюдения работниками учреждения требований законодательства об обязанности сообщать о наличии у них заинтересованности при осуществлении закупок по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в рамках программы по противодействию коррупции?
ОТВЕТ:

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) (часть вторая ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", часть 22 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ)).
Работа, направленная на выявление личной заинтересованности работников при осуществлении закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов, является одним из элементов комплекса мероприятий, осуществляемых в организации для целей профилактики коррупции (п. 1.6 Методических рекомендаций*(1)). При организации данной работы необходимо реализовать ряд правовых, организационных, профилактических мероприятий. Регулярное осуществление мониторинга является одной из мер по предупреждению коррупции.
Согласно п. 5.2 Методических рекомендаций при построении работы, направленной на выявление личной заинтересованности работников при осуществлении закупок, рекомендуется руководствоваться применимыми положениями разделов 2-4 Методических рекомендаций.
При проведении мониторинга рекомендуем:
1) определить круг лиц, в отношении которых проводится мониторинг. Согласно части 22 ст. 34 Закона N 44-ФЗ руководитель заказчика, члены комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий - это лица, имеющие личную заинтересованность при осуществлении закупок. При проведении мониторинга целесообразно проанализировать деятельность:
- всех работников, участвующих в закупочной деятельности, а также всех участников закупки;
- всех работников, участвующих в закупочной деятельности, а также всех поставщиков (подрядчиков, исполнителей), определенных по результатам закупок.
Либо провести:
- выборочный анализ работников, участвующих в закупочной деятельности, а также участников закупки с учетом положений пункта 4.1 Методических рекомендаций;
- выборочный анализ работников, участвующих в закупочной деятельности, а также поставщиков (подрядчиков, исполнителей), определенных по результатам закупок, с учетом положений пункта 4.1 Методических рекомендаций;
- выборочный анализ работников, участвующих в закупочной деятельности, а также участников закупки в связи с поступившей в орган (организацию) информацией от физических или юридических лиц, в том числе иных органов;
2) составить список возможных аффилированных лиц: родители, супруги, дети, братья, сестры работников, участвующих в закупках, информацию о которых можно получить из личной карточки работника, личного дела (при наличии), а также из справки о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (если применимо). Далее проверку можно провести по официальным данным, взятым с сайта Федеральной налоговой службы (www.nalog.ru), из раздела реестр контрактов и договоров единой информационной системы (www.zakupki.gov.ru), открытых источников сети Интернет, из социальных сетей.
Также можно организовать добровольное ежегодное представление сотрудниками, участвующими в закупках, декларации о возможной личной заинтересованности (п. 4.6 Методических рекомендаций).
При формировании списков по аффилированным лицам необходимо указывать информацию об организациях, в которых эти лица являются:
- выгодоприобретателями (данная информация отражается в подразделе 5.1 "Акции и иное участие в коммерческих организациях и фондах" раздела 5 справки о доходах);
- единоличным исполнительным органом юридического лица (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и др.) (данная информация содержится в ЕГРЮЛ);
- физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя (данная информация содержится в ЕГРИП);
3) провести мониторинг закупок, проводимых в учреждении. Если предполагается сосредоточиться лишь на части закупок, то следует разработать критерии их отбора. Согласно п. 4.1 Рекомендаций при определении критериев можно руководствоваться, например:
- начальной (максимальной) ценой договора (контракта) (в том числе заключаемого с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем), начальной суммой цен единиц товара, работы, услуги;
- коррупционной емкостью предмета (сферы) закупки (строительство, здравоохранение и т.д.);
- частотой заключения договоров (контрактов) с одним и тем же поставщиком (в том числе с единственным поставщиком), свидетельствующей о возможном установлении неформальных связей между работником учреждения, участвующим в закупочной деятельности, и представителем поставщика;
4) сопоставить участников закупки, победителя закупки с работниками, являющимися членами комиссии по осуществлению закупок, контрактным управляющим, работниками контрактной службы, руководителем учреждения.
Сопоставление проводится по совпадению фамилии, имени и отчества.
Сведения об участнике закупки (индивидуальный предприниматель, юридическое лицо) размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Проверять следует участников закупок, проводимых всеми способами: не только посредством конкурсов, аукционов, но и запросов котировок, предложений, а также путем закупки у единственного поставщика (п. 4.13 Методических рекомендаций).
В целях выявления личной заинтересованности рекомендуется также уделить внимание анализу поступающих в учреждение и содержащих замечания писем уполномоченных органов (например, ФАС России, Счетной палаты Российской Федерации, Федерального казначейства).
По результатам мониторинга подготовить справку (отчет). В случае выявления заинтересованности работников учреждения передать данный документ руководителю учреждения либо лицу, ответственному за антикоррупционные мероприятия в учреждении, для принятия решения о проведении в отношении указанных лиц служебной проверки.
Отметим, что в настоящее время в законодательстве нет нормативного акта, определяющего порядок действий по организации работы по выявлению заинтересованности у работников учреждения при совершении сделок в рамках Закона N 44-ФЗ. Таким образом, предложенный перечень мероприятий может быть дополнен иными мероприятиями, направленными на достижение цели мониторинга.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Евсюкова Валентина

Ответ прошел контроль качества

20 октября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Методические рекомендации по проведению в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных внебюджетных фондах и иных организациях, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", работы, направленной на выявление личной заинтересованности государственных и муниципальных служащих, работников при осуществлении таких закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов (май, 2020 г.).

Все консультации данной рубрики