Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
06.11.2020
- Государственному бюджетному учреждению передали на баланс на праве оперативного управления газон обыкновенный как капитальные вложения (счет 106 31 000).
Как отразить в бюджетном учете поступление газона (бухгалтерские проводки)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Принятие профильной комиссией решения об учете газона в составе основных средств следует оформить бухгалтерской записью по дебету счета 0 101 Х8 310 "Прочие основные средства" в корреспонденции со счетом 0 401 10 195 "Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора".
Если же комиссией будет оформлено заключение, согласно которому осуществление работ по благоустройству территории не привело к созданию каких-либо нефинансовых активов, обустроенный газон является частью земельного участка, сведения о произведенных работах желательно внести в Инвентарную карточку (ф. 0504031), которая ведется по соответствующему земельному участку и (или) по объекту недвижимости, находящемуся на соответствующем земельном участке.
Обоснование вывода:
Принятие решения об отражении в учете объектов в качестве нефинансовых активов относится к компетенции комиссии по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе (далее - комиссия) (п. 34 Инструкции N 157н). Комиссия принимает решение на основании профессионального суждения ее членов, формируемого исходя из характеристики объекта. При принятии решения члены комиссии должны руководствоваться п.п. 39, 45 Инструкции N 157н, п.п. 7, 8, 10 Стандарта "Основные средства".
Так, к основным средствам относятся являющиеся активами материальные ценности независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования субъектом учета при условии, что от их использования прогнозируется получение экономических выгод или полезного потенциала и первоначальную стоимость активов можно надежно оценить.
Нормативные акты в сфере бухгалтерского учета не содержат четкого определения понятия "газон". Вместе с тем затраты, направленные на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точек зрения пространства на территории организации, по мнению финансового ведомства, можно отнести к расходами на благоустройство территории (письма Минфина России от 01.04.2016 N 03-03-06/1/18575, от 27.01.2012 N 03-03-06/1/35). К таким затратам относят, например, устройство дорожек, скамеек, посадку деревьев и кустарников, устройство газонов и т.д.
Аналогично, в соответствии с п. 3.2 ст. 3 Свода правил СП 82.13330.2016 под благоустройством территории понимается комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка*(1). Кроме того, п. 3.5 ст. 3 Свода правил СП 82.13330.2016 дано понятие газону. Это травяной покров, создаваемый посевом семян специально подобранных трав, являющийся фоном для посадок и парковых сооружений и самостоятельным элементом ландшафтной композиции. Таким образом, газон вполне обосновано может быть отнесен к элементам благоустройства территории, учитываемым в составе основных средств*(2).
Однако характеристика газона, предусмотренная Сводом правил, не всегда в полной мере соответствует характеристикам объектов, создаваемых (получаемых) учреждениями в рамках благоустройства территории. Поэтому часто понятие газона определяется в рамках региональных нормативных актов. Например, в ст. 4 закона Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О благоустройстве в Московской области" дано следующее определение: "газон - элемент благоустройства, представляющий собой искусственно созданный участок поверхности, в том числе с травяным покрытием и возможным размещением зеленых насаждений и парковых сооружений".
Вместе с тем согласно разъяснениям ВАС РФ, отраженным в постановлениях от 17.01.2012 N 4777/08 и от 28.05.2013 N 17085/12, объекты, относимые к элементам благоустройства, прочно связаны с землей, но не имеют самостоятельного функционального назначения, рассматриваются в качестве улучшения того земельного участка, для обслуживания которого возведены, а потому следуют его юридической судьбе. В связи с этим такие сооружения не являются самостоятельными недвижимыми вещами, а представляют собой неотъемлемую составную часть земельного участка, на котором они расположены.
Таким образом, в случае принятия профильной комиссией решения об учете газона в составе основных средств, учитывая характеристики и совокупность расходов на обустройство газона - подготовка площадки, стоимость грунта и семян газонной травы, произведенные работы по укладке газона бордюрным камнем, укладка дорожек, высадка кустарников и небольших деревьев, и т.п., данный факт хозяйственной жизни в соответствии с п. 9 Инструкции N 174н следует отразить в учете по дебету счета 0 101 Х8 310 "Прочие основные средства" в корреспонденции со счетом 0 401 10 195 "Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора" (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 11.01.2019 N 02-06-10/548).
Напомним, п. 45 Инструкции N 157н и п. 9 Стандарта "Основные средства" определено, что единицей учета основных средств является инвентарный объект. Отнесение материальных ценностей к одному или нескольким инвентарным объектам, в том числе определение срока их полезного использования, относится к компетенции комиссии по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе (далее - комиссия), которая самостоятельно принимает решение исходя из функционального назначения и направления использования данных объектов, а также основываясь на положениях учетной политики в части возможности объединения комплекса объектов основных средств в один инвентарный объект (п. 34 Инструкции N 157н).
Если же комиссией будет оформлено заключение, согласно которому осуществление работ по благоустройству территории не привело к созданию каких-либо нефинансовых активов, обустроенный газон является частью земельного участка, стоимость этих работ в полном объеме относится к расходам (затратам) текущего финансового года. При этом сведения о произведенных работах желательно внести в Инвентарную карточку (ф. 0504031), которая ведется по соответствующему земельному участку и (или) по объекту недвижимости, находящемуся на соответствующем земельном участке*(3).
Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Учет объектов благоустройства (для бюджетной сферы).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панкратова Галина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна
18 октября 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Нормы Свода правил СП 82.13330.2016 "Благоустройство территорий", утвержденные приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 972/пр (далее - Свод правил СП 82.13330.2016).
*(2) Смотрите, в частности, письмо Управления ФНС по Московской области от 19.04.2007 N 24-17/0311.
*(3) Смотрите, в частности, п. 3 Отчета о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности муниципального бюджетного учреждения культуры "Культурное наследие", г. Саратов, от 25.02.2011.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним