Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Гражданское право
-
11.11.2020
- Может ли администрация сельского поселения выдавать справки гражданам о составе семьи и т.п.? Могут ли такие справки выдаваться третьим лицам, если сам заявитель не может ее получить?
1. В соответствии с Административным регламентом МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 31 декабря 2017 г. N 984, с 17 апреля 2018 г. отменены домовые (поквартирные) книги (форма 11), поквартирные карточки (форма 10), а также карточка регистрации (форма 9). Вместо форм 9, 10, 11 должны выдаваться свидетельства о регистрации по месту жительства или пребывания (формы 8 и 3).
При этом, как следует из ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", п. 12, 18, 44 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 (далее - Постановление N 713), сведения о регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства находятся в распоряжении органов регистрационного учета и предоставляются заинтересованным лицам именно этими органами.
Органы местного самоуправления поименованы в Постановлении N 713 в качестве лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а не в качестве органов регистрационного учета. В их компетенцию входит предоставление органу регистрационного учета (многофункциональному центру) сведений о договоре социального найма жилого помещения, на основании которого заявитель становится на регистрационный учет (п. 9 Правил). Действующее законодательство не возлагает на органы местного самоуправления обязанность хранить сведения о регистрации и, соответственно, предоставлять их по запросам заинтересованных лиц.
Учитывая, что выдача справок о составе семьи, равно как и выписок из домовых (поквартирных) книг, в настоящее время действующим законодательством не регламентирована, органы местного самоуправления не обязаны выдавать данные справки. Аналогичного мнения придерживаются специалисты Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (смотрите ответ на Вопрос: Уполномочены ли органы местного самоуправления выдавать гражданам справку о составе семьи? Вопрос: Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 31 декабря 2017 года N 984 отменены выписки из домовых книг. Какой орган уполномочен выдавать их в настоящее время?).
Вместе с тем в ряде подзаконных актов до настоящего времени сохраняются упоминания о том, что для получения отдельных государственных услуг либо социального обеспечения или мер социальной поддержки заявитель должен представить справку о составе семьи, выданную жилищно-эксплуатационными органами или органами местного самоуправления: п. 2.5 Инструкции об организации работы по социальному обеспечению сотрудников и их семей в уголовно-исполнительной системе, утвержденной приказом Минюста РФ от 30 декабря 2005 г. N 258; п. 36 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 января 2014 г. N 59н; п. 91 Инструкции об организации работы в органах федеральной службы безопасности по пенсионному обеспечению лиц, уволенных с военной службы, и их семей, утвержденной приказом ФСБ России от 14 февраля 2017 г. N 87; п. 1.2.5 Перечня документов, утвержденного письмом Рострудинспекции и Фонда социального страхования РФ от 30 июня 1998 г. NN 25/01-12-1716, 02-08/09-1279 "О проверке хранения личных дел потерпевших у работодателей". Как разъяснено в письме Минтруда РФ от 26 февраля 2002 г. N 1076-ЮЛ, справки жилищных органов или органов местного самоуправления о составе семьи, как правило, заполняются на основании данных паспортно-визовой службы органов внутренних дел.
На наш взгляд, данные упоминания нельзя толковать как нормы, возлагающие на органы местного самоуправления обязанности по выдаче справок о составе семьи, поскольку нормы о компетенции предполагают прямое наделение органа соответствующей компетенцией в определенной сфере, а вышеприведенные нормы таким требованиям не отвечают.
В то же время отметим, что перечень полномочий органов местного самоуправления, содержащийся в ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), не является исчерпывающим. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 17 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления могут наделяться иными полномочиями в соответствии с данным Законом, уставом муниципального образования. Поскольку выдача гражданам справок о составе семьи прямо не исключена из компетенции органов местного самоуправления, то они вправе самостоятельно решить вопрос об отнесении выдачи таких справок к собственным полномочиям; в случае положительного решения этого вопроса - самостоятельно регламентировать данную деятельность (смотрите, например, постановление администрации МО "Андегский сельсовет" от 7 марта 2018 г. N 16 "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача справок о составе семьи гражданам, проживающим в домах жилищного фонда муниципального образования "Андегский сельсовет" Ненецкого автономного округа"; постановление Администрации городского округа Первоуральск Свердловской области от 13 июня 2019 г. N 927 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Выдача документов (единого жилищного документа, копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, карточки учета собственников жилого помещения, справок и иных документов)"). Обратите внимание также на Разъяснения МВД РФ по вопросам, касающимся особенностей регистрационного учета граждан и порядка выдачи им соответствующих документов (справок о составе семьи, выписок из домовых книг и т.п.), с которыми можно ознакомиться, перейдя по ссылке: http://komitet4.km.duma.gov.ru/Voprosy-i-otvety/Razyasneniya-po-otdeln.
2. В соответствии со ст. 33 Конституции РФ граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Реализация гражданином данного права регламентирована Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ).
Как следует из ч. 4 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Закона N 59-ФЗ, установленный порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами. При этом под обращением гражданина понимается направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления (п. 1 ст. 4 Закона N 59-ФЗ).
Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает в числе прочего свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату (ч. 1 ст. 7 Закона N 59-ФЗ).
В обращении, поступившем в электронной форме, гражданин обязан указать свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме (ч. 3 ст. 7 Закона N 59-ФЗ).
По смыслу приведенных норм, обращение должно исходить от гражданина-заявителя, который от своего имени подает его в соответствующую инстанцию для решения вопросов, затрагивающих его личные права и интересы. Действующее законодательство допускает возможность реализации права гражданина на обращение через своего представителя. Однако для этого необходимо волеизъявление доверителя, выраженное, например, в доверенности (п. 1 ст. 185 ГК РФ).
В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений (ч. 6 ст. 11 Закона N 59-ФЗ).
В частности, персональная информация, идентифицирующая заявителя, в контексте Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) является персональными данными*(1), то есть информацией ограниченного доступа, обработка*(2) которой должна осуществляться в соответствии с требованиями Закона N 152-ФЗ. Так, лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 7 Закона N 152-ФЗ). Персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, в том числе указанных в п.п. 2-11 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ (ч. 8 ст. 9 Закона N 152-ФЗ). В отсутствие таковых к обращению должно быть приложено письменное согласие лица, от имени которого составляется обращение, на обработку его персональных данных в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 9 Закона N 152-ФЗ.
Если выдаваемый документ содержит сведения, касающиеся не только самого заявителя, но и других лиц, то для выдачи такой справки заявитель также должен представить письменное согласие лица, персональные данные которого содержатся в испрашиваемом документе. Исключение составляют сведения о несовершеннолетних детях.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
Ответ прошел контроль качества
27 октября 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) (п. 1 ст. 3 Закона N 152-ФЗ). Смотрите также Энциклопедию решений. Понятие и виды персональных данных.
*(2) Под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (п. 3 ст. 3 Закона N 152-ФЗ).
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним