Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

13.11.2020
ВОПРОС:
Общероссийская общественная спортивная организация (далее - Организация) получила из федерального бюджета субсидию в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям на финансовое обеспечение мероприятий в области физической культуры и спорта, утвержденными постановлением Правительства РФ от 20.08.2016 N 827, подписав с Министерством спорта РФ соответствующее соглашение. Часть полученных бюджетных средств НКО намерена передать безвозмездно и безвозвратно региональной общественной организации - спортивному клубу (далее - Клуб) для использования в строго определенных целях: для приобретения спортивного инвентаря и иного имущества, необходимого для подготовки спортсменов согласно утвержденному перечню. По условиям договора между Организацией и Клубом для осуществления операций с целевыми денежными средствами Клуб обязан открыть лицевой счет в территориальном органе Казначейства РФ, вести раздельный учет расходования бюджетных средств, предоставлять отчеты об использовании бюджетных средств в Организацию.
Подлежат ли в данном случае бюджетные денежные средства включению в налогооблагаемую базу Клуба при исчислении налога на доходы (Клуб применяет упрощенную систему налогообложения с объектом "доходы минус расходы")? Вправе ли Клуб применить п. 2 ст. 251 НК РФ?
ОТВЕТ:

 

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Денежные средства финансового обеспечения мероприятий в области физической культуры и спорта, безвозмездно полученные общественной организацией от другой некоммерческой организации (получателя соответствующей субсидии из бюджета), не признаются налогооблагаемым доходом.

Обоснование позиции:
В соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщиком учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном п.п. 1 и 2 ст. 248 НК РФ.
К таким доходам относятся (пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 248 НК РФ):
- доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ;
- внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.
А согласно п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ при налогообложении УСН не учитываются в том числе доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.
Тем самым для целей налогообложения необходимо верно классифицировать полученные средства.
При этом переданные Клубу средства не являются субсидиями в понимании бюджетного законодательства (ст.ст. 78-78.4 БК РФ), поэтому мы не будем останавливаться на особенностях признания таковых доходом при исчислении налоговой базы.
Статья 250 НК РФ относит к внереализационным доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ (п. 8 ст. 250 НК РФ). Кроме того, доходом в силу п. 14 ст. 250 НК РФ признается использованное не по целевому назначению имущество (в том числе денежные средства), которое получено в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевые поступления, целевое финансирование, за исключением бюджетных средств. Как мы поняли, эта норма не применяется в данном случае.
Кроме того, не применим в рассматриваемой ситуации и пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ (поскольку такие поступления в этой норме не указаны), и, значит, поступившие Клубу средства не являются целевым финансированием.
В свою очередь, п. 2 ст. 251 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления. К ним в том числе относятся целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
Перечень целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, приведенный в п. 2 ст. 251 НК РФ, является закрытым (письмо Минфина России от 16.04.2007 N 03-03-06/4/49).
С учетом ситуации речь может идти о таких видах целевых поступлений на содержание НКО и ведение ею уставной деятельности, как пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством РФ (пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ), а также средствах, предоставленных из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций (пп. 3 п. 2 ст. 251 НК РФ).
Но поскольку непосредственным источником поступления для Клуба указанные бюджеты не являются, то основанием для невключения в налоговую базу доходов и расходов остается только тот вариант, что с учетом действительной воли сторон переданные средства являются пожертвованием по правилам ГК РФ (письмо Минфина России от 06.03.2019 N 03-03-07/14541).
По п. 1 ст. 572 и п. 1 ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается безвозмездная передача другой стороне вещи в собственность в общеполезных целях. Получателем пожертвования может быть общественная организация.
В письме Минфина России от 30.08.2018 N 03-03-06/1/61847 говорится, что поступившие пожертвования НКО вправе не отражать в доходах только при условии, что такие пожертвования получены и использованы на общеполезные цели, совпадающие с ее уставными целями. Также чиновниками в письме Минфина России от 21.04.2017 N 03-03-06/2/24359 отмечается, что пожертвования могут быть направлены только на содержание и ведение уставной некоммерческой деятельности. Они не могут быть использованы в предпринимательской деятельности. В ином случае полученные денежные средства могут быть включены в состав доходов (письмо Минфина России от 28.11.2019 N 03-03-07/92565).
В законодательстве нет четкого определения "общеполезных целей": с одной стороны, существует позиция, что под общеполезными целями, для которых предоставляется пожертвование, понимается, в частности, защита конституционных прав граждан и направленность на достижение общественных благ (смотрите Позиции высших судов. Дарение. Пожертвования. (Ст. 582 ГК РФ)). В то же время встречается в судебной практике и несколько иной подход: если деятельность ведется в рамках уставной, то не является предпринимательской, и полученное пожертвование соответствует ГК РФ (постановление АС Уральского округа от 05.04.2017 N Ф09-910/17) (смотрите также Вопрос: Российская НКО (ассоциация) применяет УСН. В 2012 году ООО были пожертвованы НКО (применяет с момента образования УСН с объектом "доходы") земельные участки. НКО приняла пожертвование и в 2012 году оплатила внереализационный доход по ст. 250 НК РФ. НКО получала доход от сдачи в аренду земельных участков или их реализации в соответствии с целями пожертвования. От реализации участков получен доход и уплачен земельный налог. Не возникает ли в данном случае двойного налогообложения? Нужно ли оплачивать налог от реализации, если ранее был оплачен внереализационный доход? Можно ли вернуть его или перезачесть за реализацию земельных участков? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2020 г.)).
По п.п. 2 и 11 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям на финансовое обеспечение мероприятий в области физической культуры и спорта (утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.08.2016 N 827) за счет таких средств осуществляется финансовое обеспечение развития видов спорта. А это соотносится с целями благотворительной деятельности, указанными в ст. 2 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)". И, на наш взгляд, согласованное сторонами направление использования средств: приобретение необходимого для подготовки спортсменов спортивного инвентаря и иного имущества - осуществляется в рамках содействия деятельности в области физической культуры и спорта, а потому соответствует требованию "общеполезности". Это позволяет нам считать, что Клуб не признает их в составе доходов (письмо Минфина России от 11.03.2020 N 03-03-06/1/18166), но и не включает произведенные за счет этих поступлений затраты в расходы. Такой вывод мы делаем при допущении, что полученное не является обеспечением затрат, связанных с оказанием социальных услуг (письма Минфина России от 08.02.2019 N 03-03-05/7862 и от 25.12.2018 N 03-03-05/94512).
При этом просим отнестись к высказанному мнению, как к нашей экспертной позиции, поскольку при подготовке ответа нам не встретилось официальных комментариев касательно налогообложения средств финансового обеспечения мероприятий в области физической культуры и спорта. В то же время встреченные нами примеры судебной практики подтверждают справедливость примененного нами подхода (постановления ФАС Поволжского округа от 19.04.2005 N А55-14064/2004-44, Двенадцатого ААС от 23.01.2019 N 12АП-15952/18.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга

Ответ прошел контроль качества

22 октября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Все консультации данной рубрики