Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
13.11.2020
- Заказчик в документации об электронном аукционе, который проводился в соответствии с Законом N 44-ФЗ, при описании объекта закупки указал товарный знак и конкретную модель приобретаемого товара, использовал слова "или эквивалент" и привел параметры эквивалентности. На участие в закупке подано три заявки. В первой части заявки участника А. указан эквивалентный товар и его характеристики. В первой части заявки участника Б. указан товар, предусмотренный документацией, без каких-либо конкретных показателей. В первой части заявки участника В. указан товар, предусмотренный документацией, а также конкретные показатели, в одном из которых участник ошибся.
Должен ли заказчик отклонить заявки и почему?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
На наш взгляд, в рассматриваемой ситуации у заказчика имеются основания для отказа в допуске к участию в аукционе участнику В. в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона 44-ФЗ, если в заявке содержится информация о товаре, не соответствующая требованиям документации. Основания для отказа в допуске к участию в закупке участников А. и Б. отсутствуют.
Обоснование позиции:
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) документация об электронном аукционе (далее также - аукцион) наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в соответствии с частями 3-6 ст. 66 этого Закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Требования к первой части заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара определены в ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ. Так, в этом случае в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ первая часть заявки должна содержать согласие участника аукциона на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией о закупке и не подлежащих изменению по результатам проведения аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки). При этом согласно п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного ч. 3.1 ст. 66 Закона N 44-ФЗ (положения которой на рассматриваемый случай не распространяются), должна содержать:
- наименование страны происхождения товара (пп. "а" п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ);
- конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная данным подпунктом, включается в заявку в случае отсутствия в документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации (пп. "б" п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ).
Как видим, если участник закупки предлагает к поставке товар, имеющий товарный знак, соответствующий указанному в документации об аукционе, конкретные показатели товара и указание на товарный знак в заявку не включаются, в этом случае заявка должна содержать исключительно согласие на поставку указанного товара (смотрите, например, п. 2 письма ФАС России от 29.12.2014 N АК/54357/14, постановление Одиннадцатого ААС от 15.02.2017 N 11АП-471/17 (утверждено постановлением АС Поволжского округа от 18.05.2017 N Ф06-20545/17).
Частью 1 ст. 67 Закона N 44-ФЗ определено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 того же федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг. Случаи, когда участник закупки не допускается к участию в аукционе, перечислены в ч. 4 ст. 67 Закона N 44-ФЗ*(1). В частности, участник закупки не допускается к участию в аукционе в случае несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе (п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона N 44-ФЗ).
В то же время законодательство не дает однозначного ответа на вопрос, обязан ли заказчик при оценке первых частей заявки учитывать предоставленную вопреки требованиям аукционной документации информацию о конкретных показателях товара, а также подлежит ли заявка отклонению в случае, если такие характеристики не соответствуют требованиям документации. Вместе с тем на практике сформирован подход, в соответствии с которым дополнительная информация о показателях товара подлежит рассмотрению комиссией заказчика и должна учитываться при рассмотрении первых частей заявок. При этом в случае несоответствия указанных характеристик требованиям, указанным в документации, участник закупки не допускается к участию в аукционе на основании п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона N 44-ФЗ (смотрите, например, решение УФАС по Свердловской области от 21.05.2019 N 756-з, решение УФАС по Москве от 01.08.2018 N 2-57-9549/77-18, решение УФАС по Санкт-Петербургу от 21.06.2018 N 44-3085/18, решение УФАС по Санкт-Петербургу от 19.06.2019 N 44-3336/19).
Таким образом, на наш взгляд, в рассматриваемой ситуации у заказчика имеются основания для отказа в допуске к участию в аукционе участнику В. в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона 44-ФЗ, если в заявке содержится информация о товаре, не соответствующая требованиям документации*(2). При этом основания для отказа в допуске к участию в закупке участников А. и Б. отсутствуют. Правоприменительной практики, где бы рассматривалась аналогичная ситуация, мы не обнаружили.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимошенко Валерий
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
22 октября 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Обратим внимание, что при наличии соответствующих оснований отказ в допуске участника к участию в аукционе обязателен. Признание заявки надлежащей, соответствующей требованиям документации, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию аукционе в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, влечет административную ответственность (ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ). В то же время отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст. 67 Закона N 44-ФЗ, не допускается (ч. 5 ст. 67 Закона N 44-ФЗ) и также влечет административную ответственность (ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ).
*(2) Мы обнаружили единственное решение, в котором содержится вывод о том, что представленные в составе заявки иные документы, не предусмотренные аукционной документацией, аукционной комиссией не рассматриваются и на допуск участника к участию в процедуре закупки не влияют (смотрите решение УФАС по Сахалинской области от 01.04.2019 N 065/06/99-16/2019). В связи с этим мы не можем исключить, что в описанной ситуации отказ в допуске к участию в электронном аукционе может быть признан неправомерным. Вместе с тем решение данного вопроса зависит от конкретных обстоятельств и в случае спора может быть принято только судом.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним