Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

19.11.2020
ВОПРОС:
Урегулировано ли законодательно требование к заявителям МФЦ (Республика Адыгея) входить в офис исключительно в масках? Обязано ли руководство обеспечить заявителей на входе одноразовыми масками? В случае, если заявитель пришел на прием без маски, имеет ли право сотрудник не пускать его в здание МФЦ?
ОТВЕТ:

Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", далее - Закон N 68-ФЗ).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с пп. "а.2" ст. 10 Закона N 68-ФЗ, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пп. "б" п. 6 ст. 4.1, пп.пп. "а", "у", "ф" п. 1 ст. 11 Закона N 68-ФЗ).
Подпунктом 2 п. 5 указа главы Республики Адыгея от 18 марта 2020 г. N 27 "О введении режима повышенной готовности" (далее - Указ N 27) на граждан Российской Федерации, проживающих или временно находящихся на территории Республики Адыгея, возложена обязанность при посещении мест приобретения товаров, получения услуг, а также при нахождении в общественном транспорте, в такси, в местах массового скопления людей использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) (далее - масочный режим). Одновременно органам государственной власти Республики Адыгея, органам местного самоуправления, организациям и индивидуальным предпринимателям, а также иным лицам, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан (находящихся в одном помещении), предписано обеспечивать соблюдение санитарно-эпидемиологических требований, выполнение мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний в соответствующей сфере деятельности согласно рекомендациям главного государственного санитарного врача по Республике Адыгея и стандартов работы, утвержденных исполнительными органами государственной власти Республики Адыгея, в том числе соблюдение дезинфекционного и масочного режимов (пп. 2 п. 11 Указа N 27).
Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей*(1).
Подчеркнем, что именно на граждан возложена обязанность ношения лицевой маски в общественных местах в соответствии с Указом N 27, к которым также относится и МФЦ. При этом обязанность по обеспечению граждан средствами защиты органов дыхания и рук не предусмотрена. Так, например, Норильский городской суд Красноярского края счел, что утверждения правонарушительницы об обязанности организации (аптеки) обеспечить ее средствами индивидуальной защиты основаны на неверном понимании положений нормативных актов в рассматриваемой области, которыми на организации возложена обязанность по обеспечению средствами индивидуальной защиты работников этих организаций, обязанности по обеспечению средствами индивидуальной защиты (масками) посетителей организаций действующим нормативно-правовым регулированием на эти организации не возложено (постановление Норильского городского суда Красноярского края от 22 июля 2020 г. по делу N 5-207/2020). Схожие выводы содержатся также в решении Саратовского областного суда от 21 июля 2020 г. по делу N 12-158/2020, постановлении Минераловодского городского суда Ставропольского края от 17 июня 2020 г. по делу N 5-1979/2020, постановлении Черепановского районного суда Новосибирской области от 18 июня 2020 г. по делу N 5-311/2020).
Поскольку при введении режима повышенной готовности любое появление физического лица в общественном месте без маски имеет признаки противоправного деяния, направленного на создание угрозы не только собственной безопасности, жизни и здоровью, но и безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, полагаем, сотрудники МФЦ вправе не допускать такого правонарушителя в помещение МФЦ. Роспотребнадзор в отношении торговых объектов выразил мнение, что действия хозяйствующих субъектов, осуществляющих разрешенную деятельность, направленные на ненасильственное воспрепятствование в условиях "масочного режима" гражданам-потребителям в посещении торговых объектов без масок и доступе к товарам с целью их приобретения, не могут и не должны рассматриваться как действия, ущемляющие (нарушающие) права потребителей, поскольку такие действия со стороны хозяйствующих субъектов отвечают принципу разумности поведения участников гражданских правоотношений (смотрите информацию Роспотребнадзора от 20 мая 2020 г. "О правовых аспектах отказа потребителям в допуске на торговые объекты без средств индивидуальной защиты (масок) в случае введения режима их обязательного использования"). Отдельные суды также не усматривают нарушений прав потребителей в подобных ситуациях (постановление Бердского городского суда Новосибирской области от 16 июня 2020 г. по делу N 5-180/2020, постановление Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 16 июля 2020 г. по делу N 5-344/2020). Однако мы не исключаем и противоположного подхода, поскольку региональное законодательство на наделяет организации, оказывающие государственные и муниципальные услуги, правом отказывать в обслуживании граждан при наличии у них такой возможности. При этом ничто не препятствует сотрудникам МФЦ вызвать лиц, уполномоченных составлять протоколы по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, для привлечения правонарушителя к административной ответственности (постановление Кировского городского суда Мурманской области от 18 июня 2020 г. по делу N 5-258/2020).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса

Ответ прошел контроль качества

29 октября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Согласно п. 18 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.6.1 КоАП РФ, уполномочены составлять должностные лица органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. При этом перечень должностных лиц указанных органов утверждается Правительством РФ. Такой перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 12.04.2020 N 975-р.

Все консультации данной рубрики