Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

07.06.2012
ВОПРОС:
Доли уставного капитала ООО планируется передать в залог.
Правомерно ли предусмотреть в договоре залога право залогодержателя участвовать в управлении обществом (голосовать) на общем собрании участников общества?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Само по себе условие о переходе в силу залога доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью прав на участие в управлении этим обществом к залогодержателю является ничтожным, то есть недействительным вне зависимости от признания его таковым судом. Однако суд может признать, что это условие является элементом договора поручения, в силу которого залогодержатель может участвовать в управлении обществом в качестве представителя залогодателя.

Обоснование вывода:
Согласно принципу свободы договора, закрепленному в п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421 ГК РФ, граждане (физические лица) и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Участники общества с ограниченной ответственностью (далее - общество), в связи с наличием права на долю в уставном капитале общества, имеют комплекс прав, предусмотренный ст. 8 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО), в том числе и право участвовать в управлении делами общества в порядке, установленном Законом об ООО и уставом общества. Высшим органом управления общества является общее собрание участников общества (п. 1 ст. 32 Закона об ООО). Каждый участник общества имеет на общем собрании число голосов, пропорциональное его доле в уставном капитале общества, за исключением случаев, предусмотренных уставом общества. Как следует из п. 2 ст. 37 и ст. 39 Закона об ООО, право участвовать в управлении делами общества, голосовать на общих собраниях (либо принимать единоличные решения по тем же вопросам) предоставлено только участнику общества, который может делегировать указанное право своему представителю. Представитель действует от имени и по поручению участника общества.
Право на участие в управлении делами общества является неимущественным правом, производным от права на долю в уставном капитале (смотрите, например, постановления ФАС Московского округа от 13 октября 2011 г. N Ф05-4210/10; от 23 сентября 2003 г. N КГ-А40/6066-03). В соответствии с п. 1 ст. 336 ГК РФ предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права (требования).
Следовательно, неимущественные права, в том числе право на участие в управлении делами общества, не могут быть предметом залога. Право пользования предметом залога, которое может быть передано залогодержателю на основании п. 3 ст. 346 ГК РФ, может распространяться лишь на вещи как объекты материального мира, но не на неимущественные права. Этот вывод подтверждается и судебной практикой (смотрите, например, постановление ФАС Уральского округа от 14 июля 2009 г. N Ф09-4865/09-С4; от 15 сентября 2011 г. N Ф09-2039/10).
Таким образом, само по себе условие о переходе к залогодержателю прав на участие в управлении обществом в силу залога доли в уставном капитале общества противоречит требованиям ст. 37, ст. 39 Закона об ООО и ст. 336, ст. 346 ГК РФ.
В соответствии со ст. 168, ст. 180 ГК РФ сделка или часть сделки, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима или не предусматривает иных последствий нарушения. Поскольку относительно рассматриваемого условия законом не установлено никаких специальных правил, в случае включения его в текст договора оно будет являться ничтожным, то есть недействительным вне зависимости от признания его таковым судом (п. 1 ст. 166 ГК РФ). Недействительная сделка (условие сделки) не порождает юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с его ничтожностью (п. 1 ст. 167 ГК РФ).
Вместе с тем необходимо обратить внимание, что в ряде случаев подобные условия признаются судами элементами договора поручения в договоре залога, точнее смешанном договоре (п. 3 ст. 421 ГК РФ) - смотрите, например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 15 декабря 2008 г. N А21-7628/2007; от 15 ноября 2002 г. N А56-10621/02. В приведенных постановлениях рассматривалась ситуация с залогом акций акционерных обществ, однако, учитывая, что и акционерные общества, и общества с ограниченной ответственностью относятся к одной категории хозяйственных обществ (п. 3 ст. 66 ГК РФ), вполне вероятно, что такой же подход может быть применен и к случаям залога долей в уставном капитале общества. В таком случае залогодержатель сможет участвовать в управлении обществом в качестве представителя залогодателя.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ельчанинов Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

23 мая 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики