Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

23.11.2020
ВОПРОС:
Заказчик осуществляет закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Предусмотрены ли законом право заказчика требовать от подрядчика (исполнителя, поставщика) предоставления информации о субподрядчиках (поставщиках и т.п.) и обязанность подрядчика предоставлять заказчику соответствующие сведения?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заказчик вправе запросить у подрядчика сведения об указанных в вопросе лицах. Однако законом не предусмотрена обязанность подрядчика предоставлять заказчику по его запросам такую информацию.

Обоснование вывода:
Если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить работу лично, то подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц - субподрядчиков. В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика (п. 1 ст. 706 ГК РФ). По смыслу ст. 706 ГК РФ субподрядные договоры являются разновидностью договора подряда и к ним применяются как общие нормы гражданского законодательства о договоре, так и общие положения о подряде (постановления АС Московского округа от 10.08.2016 N Ф05-10566/16, АС Северо-Западного округа от 18.07.2016 N Ф07-4509/16, АС Уральского округа от 30.05.2016 N Ф09-2426/16).
Привлечение генеральным подрядчиком субподрядчиков к выполнению работы не приводит к возникновению множественности лиц (ст. 707 ГК РФ) на стороне генерального подрядчика в его отношениях с заказчиком. Субподрядчики привлекаются на основании самостоятельных договоров и по общему правилу не вступают в отношения с заказчиком. Договор субподряда между генеральным подрядчиком и субподрядчиком, заключенный без участия заказчика, не создает для последнего каких-либо обязанностей, в том числе связанных с оплатой результата работы. В свою очередь, договор между заказчиком и генеральным подрядчиком не создает каких-либо обязанностей для привлекаемых последним к выполнению работы субподрядчиков (п. 3 ст. 308 ГК РФ, постановления АС Западно-Сибирского округа от 02.06.2016 N Ф04-2224/16, Шестнадцатого ААС от 28.12.2015 N 16АП-4134/15). Обязанность генерального подрядчика по оплате надлежащим образом выполненных субподрядчиком работ не может быть поставлена в зависимость от факта оплаты соответствующих работ заказчиком (п. 9 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51, постановление Девятого ААС от 26.08.2016 N 09АП-36526/16, Одиннадцатого ААС от 29.12.2015 N 11АП-16979/15). Генеральный подрядчик отвечает перед заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств субподрядчиком, а перед субподрядчиком - за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда (п. 3 ст. 706 ГК РФ).
Закон не обязывает подрядчика получать согласие заказчика на привлечение к выполнению работ по договору подряда других лиц (субподрядчиков). Из п. 1 ст. 706 ГК РФ следует, что привлечение субподрядчиков возможно, если в законе или договоре подряда не содержится указание на то, что подрядчик выполняет работу лично. Вместе с тем, поскольку из ст. 706 ГК РФ не следует иное, стороны, исходя из принципа свободы договора (п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421 ГК РФ), вправе включить в договор подряда условие о необходимости получения согласия заказчика на привлечение к выполнению работ субподрядчиков. Нарушение этого требования само по себе не является основанием для отказа в приемке надлежаще выполненных работ (постановления ФАС Поволжского округа от 03.12.2013 N Ф06-304/13, Седьмого ААС от 10.09.2015 N 07АП-8129/15), однако договором может быть предусмотрена ответственность за привлечение субподрядчиков без согласия заказчика (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 06.07.2012 N Ф04-2475/12).
То же самое можно сказать относительно права заказчика на получение от подрядчика информации о привлеченных последним субподрядчиках и об обязанности подрядчика предоставлять соответствующую информацию заказчику. Разумеется, заказчик не лишен права запрашивать у подрядчика сведения о субподрядчиках, однако ни одним нормативным актом не предусмотрено, что подрядчик обязан предоставлять заказчику по его запросам соответствующую информацию.
В равной мере изложенное относится и к заключенным заказчиком (в том числе в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", далее - Закон N 223-ФЗ) договорам, предметом которых является оказание услуг или поставка товара. Закон не обязывает исполнителей (поставщиков) по таким договорам предоставлять заказчику сведения о лицах, у которых они приобретают поставляемые товары или которые привлекаются ими в целях исполнения обязательств по заключенным с заказчиком договорам возмездного оказания услуг.

К сведению:
В определенных случаях*(1) в реестр договоров, заключенных заказчиками в соответствии с Законом N 223-ФЗ, включается информация о договорах с субподрядчиками, в том числе наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения субподрядчика, его идентификационный номер налогоплательщика, а также предмет и цена договора с субподрядчиками (пп. "к" п. 2 Правил ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 октября 2014 г. N 1132). По смыслу Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. N 1352, в подобных случаях подрядчик обязан сообщать заказчику информацию о привлеченных им субподрядчиках.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Ответ прошел контроль качества

6 ноября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

------------------------------------------------------------------------
*(1) Имеются в виду договоры, которые заключены в соответствии с пп. "в" п. 4 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. N 1352.

Все консультации данной рубрики