Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

26.11.2020
ВОПРОС:
АО планирует обратиться к владельцу земельного участка, ведущему земляные и строительно-монтажные работы. По участку проложены подземные силовые кабельные линии 10 кВ для электроснабжения общества (энергоснабжающая организация - ТЭЦ, отапливающая жилой микрорайон). Линии принадлежат АО. Общество планирует инициировать у владельца участка установление сервитута на указанный участок для эксплуатации и обслуживания линий электропередач. Вероятно, что в добровольном порядке установить сервитут с владельцем не удастся, поскольку ранее АО пыталось заключить соглашение о взаимодействии, но безрезультатно. Линии электропередач у АО числятся на балансе с 1980-х годов, указаны в инвентарных учетных карточках. Также имеются технические условия, акты с сетевой организацией. Право собственности на указанные сооружения АО не регистрировало, на кадастровый учет не ставило.
Как правильно поступить АО в данном случае? Какие действия по оформлению линий, охранных зон обязательны и предусмотрены действующим законодательством? Достаточно ли для обращения в суд отказа владельца участка и имеющихся документов, или требуется оформить дополнительные документы? Как решается в данном случае вопрос о возмездном характере сервитута?
ОТВЕТ:

1. В соответствии с п. 1 ст. 23 ЗК РФ сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных гл. V.3 ЗК РФ.
Согласно ст. 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Согласно п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ линейными объектами являются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Из смысла ст. 274 ГК РФ и ст. 23 ЗК РФ следует, что собственник господствующей недвижимой вещи, нужды которого не могут быть обеспечены без установления сервитута на чужую недвижимую вещь, вправе требовать от собственника последней (собственника служащей вещи) установления сервитута на данную вещь, если именно в этом случае будут реально обеспечены потребности собственника господствующей вещи (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 сентября 2020 г. N 12АП-5894/20 по делу N А12-21045/2019, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 июля 2010 г. N 2509/10, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23 октября 2019 г. N 08АП-12324/19).
Таким образом, подземные линии электропередач являются линейными объектами, с целью эксплуатации и обслуживания которых возможно установление сервитута.
По общему правилу сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. Сервитут подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.
Согласно ст. 52 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация сервитута осуществляется на основании заявления лица, приобретающего право ограниченного пользования чужой вещью, или лица, права которого ограничиваются, в том числе в случае, если сведения о месте и об условиях ограниченного пользования чужим объектом недвижимости установлены судебным актом или соглашением об установлении сервитута. В случае, если заключение соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, допускается при наличии согласия органа государственной власти или органа местного самоуправления, к документам, представляемым для проведения государственной регистрации сервитута, прилагается согласие указанных органа государственной власти или органа местного самоуправления.
В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (п. 3 ст. 274 ГК РФ) к правообладателям земельного участка, в отношении которого требуется установления сервитута (апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 19 ноября 2013 г. по делу N 33-4053-2013).
Споры об установлении и регистрации сервитута относятся к спорам о правах на недвижимость и подлежат рассмотрению судом по месту нахождения недвижимости (п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 октября 2006 г. N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество").
Действующее законодательство не содержит требования о соблюдении обязательного досудебного порядка урегулирования спора об установлении сервитута. Лицо, требующее установления сервитута, вправе обратиться в суд, если сторонами не достигнуто соглашения о сервитуте или его условиях (п. 1 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26 апреля 2017 г. (далее - Обзор)).
Условиями для установления сервитута в судебном порядке являются наличие между собственниками земельных участков спора, препятствующего подписанию соглашения о сервитуте; выявленная судом в ходе рассмотрения этого спора объективная невозможность удовлетворения потребностей истца иным образом, кроме как путем наделения его правом ограниченного пользования чужим земельным участком (постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 февраля 2020 г. N Ф05-23976/19 по делу N А41-98821/2018).
Стоит отметить, что сервитут может быть установлен судом в исключительных случаях, когда предоставление этого права является единственным способом обеспечения основных потребностей истца как собственника недвижимости. При этом сервитут должен быть наименее обременительным для ответчика, поэтому при определении содержания этого права и условий его осуществления суд обязан исходить из разумного баланса интересов сторон спора, с тем чтобы это ограниченное вещное право, обеспечивая только необходимые нужды истца, не создавало существенных неудобств для собственника обслуживающего земельного участка (постановления Президиума ВАС РФ по актуальным вопросам частного права (на основе публикаций на сайте ВАС РФ в мае 2012 г.)).
Таким образом, лицо, требующее установления сервитута, должно подтвердить необходимость предоставления ему права ограниченного пользования чужим имуществом для обеспечения своих нужд.
Удовлетворяя исковые требования об установлении сервитута, суд должен определить все условия, на которых он устанавливается, а именно: сведения о земельных участках, для обеспечения использования которого установлен сервитут и который обременен сервитутом, содержание сервитута, вид сервитута, сферу действия, срок, условия о плате, виды работ, если сервитут устанавливается для проведения ремонтных и иных работ, и пр. (п. 10 Обзора, определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 11 октября 2016 г. N 18-КГ16-113).
В тех случаях, когда в деле имеются основания для предоставления права ограниченного пользования чужим имуществом, судам необходимо в соответствии с приведенными положениями определить размер платежей, подлежащих внесению собственнику обремененного земельного участка. Плата за сервитут может быть соразмерна материальной выгоде, которую могло получить это лицо, если бы земельный участок не был обременен сервитутом (например, возможной выгоде от предоставления части участка, используемого для проезда и прохода, в аренду третьим лицам). На размер платы за сервитут влияют также характер и интенсивность использования земельного участка лицом, в интересах которого установлен сервитут (постановление Президиума ВАС РФ по актуальным вопросам частного права (на основе публикаций на сайте ВАС РФ в мае 2012 г.)).
В соответствии с п. 12-13 Обзора плата за сервитут определяется судом исходя из принципов разумности и соразмерности с учетом характера деятельности сторон, площади и срока установления сервитута и может иметь как форму единовременного платежа, так и периодических платежей.
Условиями сервитута может быть предусмотрен порядок изменения платы. Каждая из сторон вправе обратиться в суд с требованием об изменении размера платы (увеличении или уменьшении) в случае изменения объема ограничений прав собственника земельного участка, обремененного сервитутом.
В том случае, если кадастровые работы для описания конкретных параметров сервитута выполнены и стороны спора согласны с их результатами, отраженными в межевом плане обслуживающего земельного участка, суд принимает решение в соответствии с результатами таких кадастровых работ (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2012 г. N 11248/11).
При наличии разногласий сторон относительно конкретных пространственных характеристик сервитута суд разрешает данный спор и устанавливает границы сервитута исходя из результатов кадастровых работ, которые проводятся в рамках дела применительно к правилам, предусмотренным ст. 82 АПК РФ (либо ст. 79 ГПК РФ).
В связи с изложенным в целях установления указанных выше обстоятельств судом первой инстанции должна быть назначена и проведена судебная землеустроительная и оценочная (в части установления размера платы за сервитут) экспертиза, по результатам которой, в частности, эксперт должен определить варианты кратчайших путей доступа к земельному участку истца (постановление Арбитражного суда Московского округа от 22 июня 2018 г. N Ф05-7683/18 по делу N А41-47610/2017, апелляционное определение СК по гражданским делам Самарского областного суда от 11 марта 2015 г. по делу N 33-2714/2015).
Следует отметить, что истец совместно с исковым заявлением может представить свои расчеты за пользование частью земельного участка ответчика. Так, в постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23 октября 2019 г. N 08АП-12324/19 указано: ...В обоснование требования об установлении платы за сервитут в размере 1664 руб. 92 коп. в месяц ИП Коноваловым Е.А. представлено заключение от 28.09.2019. Доказательств иной стоимости ИП Жуматаевым С.К. не представлено, возражений по существу установленной платы не заявлено. При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не опровергают выводов суда первой инстанции.
2. Относительно необходимости постановки на кадастровый учет линейных объектов и регистрации прав отметим следующее. В соответствии с положениями ст. 274 ГК РФ и ст. 23 ЗК РФ правом на обращение с исковым заявлением об установлении сервитута обладает собственник объекта недвижимости.
В соответствии со ст. 130, 131, 209 ГК РФ, ст. 1 ГрК РФ, ст. 1 Закона N 218-ФЗ линейные объекты (в т.ч. линии электропередач) являются объектами недвижимости, сведения о которых подлежат внесению в единый государственный реестр недвижимости, в качестве сооружений.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных Законом N 218-ФЗ сведений об объектах недвижимости.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Она осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст.ст. 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ.
В связи с изложенным, полагаем, что постановка на кадастровый учет линейного сооружения и регистрация прав на него будет являться для суда подтверждением существования линейного объекта как индивидуально определенного объекта недвижимости в месте, указанном истцом - в границах земельного участка ответчика, а также подтверждением существования права собственности на данное сооружение, что является одним из условий для обращения в суд.
Вместе с тем считаем заслуживающей внимания судебную практику по схожей ситуации, в основу которой положены нормы не о праве собственности на линии электропередач, а о технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства. Так, в решении Арбитражного суда Омской области от 30 июля 2019 г. по делу N А46-4026/2019 (оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23 октября 2019 г. N 08АП-12324/19) суд указал, что: ...технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер...
Пунктом 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года N 861, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В рамках настоящего дела целью установления сервитута является реализация положений договора технологического присоединения, заключенного между ИП Коноваловым Е.А. и АО "Омскэлекро", что соответствует целям и условиям установления сервитута, предусмотренным в статье 274 ГК РФ.
Как следует из пояснений ИП Коновалова Е.А., подключение к трансформаторной подстанции 2157 произведено на основании договоров об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств магазина по ул. Завертяева (кадастровый номер 55:36:080116:3952) к системе электроснабжения сетевой организации, выполнено в соответствии с "Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии", утвержденными постановлением Правительства РФ N 861 от 27.12.2004. Договоры технологического присоединения от 04.04.2014 N 10481/14 и от 29.05.2014 N 10945/14 были заключены между предыдущим собственником земельных участков Корх Е.Ю. и АО "Омскэлектро".
Указанные договоры, заключенные с АО "Омскэлектро", не оспорены, не признаны недействительными.
Технологическое присоединение осуществлено в соответствии с действующим законодательством, что подтверждается Техническими условиями N ТУ 10945/14 от 29.05.2014, договором об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N 10945/14 от 29.05.2014 и актом об осуществлении технологического присоединения N 10945/14 от 05.08.2014. В означенных документах указана именно трансформаторная подстанция 2157, альтернативные точки подключения отсутствуют.
Представители третьего лица в ходе судебного разбирательства пояснили, что технологическое присоединение объекта, принадлежащего ИП Коновалову Е.А., к рассматриваемой трансформаторной подстанции осуществлено на основании решения АО "Омскэлектро", поскольку именно сетевая организация определяет точку присоединения объекта. Также указали, что техническое присоединение является однократным, оснований для переподключения в рассматриваемом случае не имеется.
Кроме того, из материалов дела следует, что линия электропередач истца уже была проложена и подключена к указанной подстанции на момент приобретения ИП Жуматаевым С.К. земельного участка. Ответчик, приобретая земельный участок, обладал информацией о расположении в границах его участка функционирующей трансформаторной подстанции 2157, что предполагает подключение к ней линий электропередач всех близлежащих объектов капитального строительства с целью их электроснабжения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сухарников Иван

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена

10 ноября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики