Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
27.11.2020
- Организация работает с закупками по Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в роли заказчика. При проведении закупки в электронной форме на электронно-торговой площадке участник подал заявку, подписанную электронно-цифровой подписью (ЭЦП) генерального директора. При этом приложенные в заявке формы в формате PDF на скан-копиях подписаны другим лицом (судя по должности - заместителем, т.е. сотрудником организации-участника), на которого не приложена доверенность.
Достаточно ли для принятия заявки к рассмотрению того, что вся заявка подписана ЭЦП генерального директора, либо необходимо, чтобы была предоставлена доверенность и на лицо, подписывающее сканированные копии бумажной версии заявки, представленные в заявке?
К сожалению, мы не можем однозначно ответить на данный вопрос. Объясним почему.
Согласно ч. 4 ст. 3.3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), обмен между участником конкурентной закупки в электронной форме, заказчиком и оператором электронной площадки информацией, связанной с получением аккредитации на электронной площадке, осуществлением конкурентной закупки в электронной форме, осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов.
Электронные документы участника конкурентной закупки в электронной форме, заказчика, оператора электронной площадки должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью (далее - ЭЦП) лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника конкурентной закупки в электронной форме, заказчика, оператора электронной площадки (ч. 5 ст. 3.3 Закона N 223-ФЗ).
Подпись - обязательный реквизит любого документа, придающий ему юридическую силу (ст. 160 ГК РФ, ст. 57 ТК РФ, ст. 313 НК РФ, ч. 2 ст. 9, ч. 4 ст. 10, ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Электронная подпись является аналогом собственноручной подписи, ее использование допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 2 ст. 160 ГК РФ, ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи", далее - Закон N 63-ФЗ). Закон N 63-ФЗ регулирует отношения в области использования ЭП при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий, а также во всех случаях, установленных федеральными законами (ст. 1 Закона N 63-ФЗ).
Согласно ч. 4 ст. 6 Закона N 63-ФЗ одной электронной подписью могут быть подписаны несколько связанных между собой электронных документов (пакет электронных документов). При подписании электронной подписью пакета электронных документов каждый из электронных документов, входящих в этот пакет, считается подписанным электронной подписью того вида, которой подписан пакет электронных документов. Исключение составляют случаи, когда в состав пакета электронных документов лицом, подписавшим пакет, включены электронные документы, созданные иными лицами (органами, организациями) и подписанные ими тем видом электронной подписи, который установлен законодательством РФ для подписания таких документов. В этих случаях электронный документ, входящий в пакет, считается подписанным лицом, первоначально создавшим такой электронный документ, тем видом электронной подписи, которым этот документ был подписан при создании, вне зависимости от того, каким видом электронной подписи подписан пакет электронных документов.
Учитывая требования ч. 4 ст. 6 Закона N 63-ФЗ, суды в ряде случаев приходят к выводу, что подписание пакета документов, представленных в заявке, ЭЦП руководителя участника закупки, свидетельствует о том, что каждый электронный документ был подписан надлежащим образом и равнозначен документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью руководителя участника закупки (смотрите постановление АС Уральского округа от 12.09.2019 N Ф09-5263/19 по делу N А07-35553/2018, постановление АС Уральского округа от 19.02.2019 N Ф09-9729/18 по делу N А76-10791/2018).
Отметим, что на практике схожей позиции придерживаются контролирующие органы не только в случае подписания ЭЦП руководителя заявки, содержащей электронные документы, но и в тех случаях, когда в состав заявки включены файлы иных форматов (типов), но заявка в целом скреплена ЭЦП руководителя (смотрите, например, решение УФАС по Москве от 25.11.2019 N 077/07/00-15204/2019, решение УФАС по Москве от 13.05.2020 N 077/07/00-7841/2020, решение УФАС по Челябинской области от 02.04.2018 N 173-ж/2018, решение УФАС по Москве от 12.03.2019 N 1-00-2443/77-18). Вместе с тем, в зависимости от установленных заказчиком требований к порядку оформления заявки на участие в закупке, в ряде случаев доводы участника о том, что подписанная в целом заявка ЭЦП руководителя является надлежаще оформленной, признаются заказчиком необоснованной (смотрите, например, решение УФАС по Ярославской области от 16.08.2017 N 06-07/68-17, решение УФАС службы по Омской области от 24.10.2018).
При этом вполне очевидно, что заявка, содержащая документы, подписанные неуполномоченным лицом, подлежит отклонению (смотрите, например, решение УФАС по Республике Татарстан от 24.09.2020 N 016/07/3-1738/2020, решение УФАС по Санкт-Петербургу N 78/19570/16 (опубликовано 7 сентября 2016 г.), решение ФАС от 25.04.2018 N 223-ФЗ-278/18).
Однако решение вопроса об отклонении заявки, подписанной в целом ЭЦП руководителя, но содержащей скан-копии документов, подписанных неуполномоченным лицом, в каждом конкретном случае зависит от установленных положением о закупке и документацией о закупке требований к порядку оформления заявки в электронном виде и документов, представляемых в составе такой заявки, а также к порядку отклонения заявок участников. В случае возникновения спора конкретный ответ на вопрос о правомерности отклонения заявки может принять только суд с учетом требований положения о закупке и документации о закупке.
Если в документации о закупке отсутствуют четко сформулированные требования к оформлению документов, предоставляемых в составе электронной заявки, и/или не закреплено право заказчика отклонять заявки по причине несоответствия установленным документацией требованиям, у заказчика отсутствуют основания для отклонения соответствующей заявки участника закупки (смотрите, например, решение УФАС по Москве от 10.07.2018 N 1-00-1243/77-18, решение УФАС по Томской области от 12.01.2017 N 06-10/01-17, решение УФАС по Ярославской области от 28.07.2020 N 076/07/3-630/2020).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Ответ прошел контроль качества
3 ноября 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним