Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

30.11.2020
ВОПРОС:
Какие изменения в правила ведения бухгалтерского и налогового учета нужно было учесть при утверждении учетной политики строительной организации на 2019 год?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Существенных изменений в правила ведения бухгалтерского, налогового учета и отчетности, которые необходимо было бы учесть при утверждении учетной политики на 2019 год, в 2018 году внесено не было.
Отдельные изменения законодательных и нормативных актов, которые могли повлечь за собой необходимость внесения изменений в учетную политику строительной организации для целей бухгалтерского учета, перечислены ниже.

Обоснование вывода:
Основания изменения учетной политики установлены в п. 10 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации". К ним относятся:
- изменение законодательства РФ;
- разработка организацией новых способов бухгалтерского учета;
- существенное изменение условий хозяйствования, к которым относятся реорганизация, изменение вида деятельности организации и т.п.
Отметим, что серьезных изменений в правила ведения бухгалтерского, налогового учета и отчетности, которые необходимо было бы учесть при утверждении учетной политики на 2019 год, в 2018 году внесено не было.
В то же время вносились отдельные изменения в нормативные акты, которые могли привести к необходимости внесения изменений в учетную политику.
1. В 2019 году в ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности" были внесены изменения (приказ Минфина России от 05.04.2019 N 54н), которые в обязательном порядке применяются с отчетности за 2020 год. Однако организациям разрешено начать досрочное применение новых правил уже в 2019 году, отразив это решение в своей учетной политике на 2019 год (внеся в нее соответствующие изменения в связи с вступлением в силу приказа Минфина России от 05.04.2019 N 54н).
2. Приказом Минфина России от 04.12.2018 N 248н внесены изменения в ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи". Основная цель изменений - приведение правил бухгалтерского учета государственной помощи в соответствие с МСФО (IAS) 20 "Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи" (Информационное сообщение Минфина России от 04.02.2019 N ИС-учет-16).
Новая редакция ПБУ 13/2000 в обязательном порядке применяется с отчетности за 2020 год (по желанию можно было перейти на новые правила и с 2019 года, отразив этот момент в учетной политике на 2019 год и в пояснениях к отчетности за 2019 год).
3. Приказом Минфина России от 20.11.2018 N 236н внесены изменения в ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций". Основная цель изменений - приведение правил бухгалтерского учета налоговых обязательств и связанных с ними объектов бухгалтерского учета в соответствие с МСФО (IAS) 12 "Налоги на прибыль" (Информационное сообщение Минфина России от 28.12.2018 N ИС-учет-13).
Новая редакция ПБУ 18/02 в обязательном порядке применяется с отчетности за 2020 год (по желанию можно было перейти на новые правила и с 2019 года, отразив этот момент в учетной политике на 2019 год и в пояснениях к отчетности за 2019 год).
4. Приказом Минфина России от 16.10.2018 N 208н утвержден Федеральный стандарт бухгалтерского учета "Бухгалтерский учет аренды". Цель ФСБУ 25/2018 - определить требования к формированию информации об объектах, возникающих при получении (предоставлении) в аренду имущества, в бухгалтерском учете организации. ФСБУ 25/2018 разработан на основе МСФО (IFRS) 16 "Аренда" (Информационное сообщение Минфина России от 25.01.2019 N ИС-учет-15).
Организация обязана начать применять ФСБУ 25/2018 начиная с бухгалтерской отчетности за 2022 год. Вместе с тем организация вправе принять решение о досрочном применении этого стандарта, в том числе начиная с отчетности за 2019, 2020 или 2021 годы (это решение отражается в приказе об учетной политике, а также в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах за соответствующий год).
5. При формировании бухгалтерской отчетности организации надо учитывать изменения в Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, и в ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", утвержденное приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н.
В частности, теперь можно не составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность. Решением Верховного Суда РФ от 29.01.2018 N АКПИ17-1010 п. 48 ПБУ 4/99 и п. 29 Положения N 34н признаны недействующими.
Вместе с тем признание недействующими п. 48 ПБУ 4/99 и п. 29 Положения N 34н еще не означает, что организация обязана отказаться от составления промежуточной бухгалтерской отчетности. Следовательно, если организация считает, что промежуточная бухгалтерская отчетность ей требуется для управленческих нужд, то она должна в учетной политике установить возможность ее составления и периодичность составления (ежемесячная, ежеквартальная и т.д.).
Также в учетной политике на 2019 год должно быть отражено, в каком виде составляется бухгалтерская отчетность - на бумажном носителе и (или) в электронном виде.
6. В ПБУ 3/2006 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" еще в конце 2017 года были внесены изменения приказом Минфина от 09.11.2017. Данные изменения вступили в силу с 1 января 2019 года, и при формировании учетной политики на 2019 год их следует учитывать.
Если организация имеет дочерние (зависимые) общества, находящиеся за пределами РФ, в силу федеральных законов обязана составлять сводную бухгалтерскую отчетность, то она это ее составляет согласно Закону N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности". Поэтому была исключена норма абзаца 3 п. 2 ПБУ 3/2006. Основные изменения в ПБУ 3/2006 коснулись порядка пересчета стоимости всех активов и обязательств, используемых организацией для ведения деятельности за пределами РФ: утратил силу п. 17 ПБУ 3/2006.
При этом в ПБУ 3/2006 появились и новые нормы: пункт 14.1, касающийся хеджирования валютных рисков, и пункт 19.1, касающийся операций в валюте по сегменту. Так, в случае использования организацией активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, с целью хеджирования валютных рисков организация может учитывать курсовые разницы, связанные с такими активами и обязательствами, в порядке, определенном МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты".
Правила раздела IV ПБУ 3/2006, касающегося учета активов и обязательств, используемых организацией для ведения деятельности за пределами РФ, применяются в отношении сегмента, в котором основные операции (приобретение и продажа товаров, работ, услуг, получение кредитов и займов, предоставление займов, иное) осуществляются преимущественно в иностранной валюте, независимо от осуществления таких операций за пределами или в пределах РФ. Информация по сегменту раскрывается в бухгалтерской отчетности организации обособленно, если он определен в качестве отчетного сегмента в соответствии с ПБУ 12/2010 "Информация по сегментам", утвержденным приказом Минфина РФ от 08.11.2010 N 143н.
Из прежнего правила о том, что авансы не подлежат пересчету, сделано исключение для не предъявленной к оплате начисленной выручки, превышающей сумму полученного аванса (предварительной оплаты). С 2019 года эта предъявленная, но не оплаченная выручка подлежит пересчету.
Также пояснено, что если курс валюты ЦБ РФ не устанавливается, то пересчет производится по кросс-курсу.
7. При формировании учетной политики на 2019 год стоит учитывать, что приказом Минтранса России от 21.12.2018 N 467 внесены изменения в обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, утвержденные приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152. Изменения вступают в силу с 1 марта 2019 года.
8. Не исключено, что в деятельности строительной организации могли произойти существенные изменения условий деятельности. К таким изменениям, в частности, можно отнести (п. 10 ПБУ 1/2008):
- начало осуществления новых видов деятельности либо изменение видов деятельности;
- создание обособленных подразделений;
- реорганизацию юридического лица;
- смену режима налогообложения (к примеру, вследствие утраты права на применение УСН или добровольного перехода на иной режим налогообложения) или совмещение налоговых режимов.
В связи с этим в учетной политике следует проверить и при необходимости внести изменения (дополнения):
- в рабочий план счетов;
- в график документооборота;
- в перечень форм первичных документов, учетных регистров.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Учетная политика по бухгалтерскому учету;
- Энциклопедия решений. Изменение учетной политики по бухгалтерскому учету;
- Энциклопедия решений. Учетная политика для целей налогообложения;
- Энциклопедия решений. Внесение изменений и дополнений в учетную политику для целей налогообложения;
- Вопрос: Нужно ли акционерному обществу утверждать каждый год учетную политику, если существенных изменений не было? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2019 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Буланцов Михаил

Ответ прошел контроль качества

17 ноября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики