Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

03.12.2020
ВОПРОС:
Допустимо ли в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" утверждение типового положения о закупках, предусматривающего, что в целях реализации национальных проектов (программ) заказчик вправе осуществить закупку товара, выполнение работы или оказание услуги у единственного поставщика в случае отсутствия конкурентного рынка или невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для удовлетворения нужд заказчика?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Само по себе включение указанного в вопросе случая закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в Типовое положение, разработанное в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ, не является нарушением законодательства.

Обоснование вывода:
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, является положение о закупке. Оно должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок конкурентными и неконкурентными способами, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии со ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя, далее - контрагента) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке. При этом заказчик самостоятельно определяет перечень случаев проведения закупки у единственного контрагента, порядок подготовки и осуществления таких закупок (смотрите письмо Минфина России от 05.08.2020 N 24-02-08/68700, письмо Минфина России от 02.03.2020 N 24-04-08/15282)*(1).
По общему правилу положение о закупке разрабатывается самим заказчиком и утверждается на основании ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ его органами управления. Однако ч. 2.1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ предусматривает возможность утверждения государственными и муниципальными органами типовых положений о закупке (далее - Типовые положения), применение которых обязательно для определенных ими заказчиков при утверждении последними положений о закупке или внесении в них изменений, а также может применяться и другими заказчиками. В отношении муниципальных автономных учреждений Типовые положения утверждаются органом местного самоуправления, осуществляющим функции и полномочия учредителя муниципального автономного учреждения, либо иной орган, уполномоченный местной администрацией.
Типовое положение согласно ч. 2.3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ должно содержать не подлежащие изменению при разработке и утверждении положений о закупке автономными учреждениями сведения, а именно:
- порядок подготовки и (или) осуществления закупки (п. 1 ч. 2.3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ);
- способы закупок и условия их применения (п. 2 ч. 2.3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ);
- срок заключения по результатам конкурентной закупки договора, установленный в соответствии с Законом N 223-ФЗ (п. 3 ч. 2.3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).
В Типовое положение могут быть внесены изменения, которые также обязательны для применения автономными учреждениями, на которые распространяется действие Типовых положений (ч. 2.6 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).
Законодательством не ограничено включение в Типовое положение тех или иных случаев закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Не установлено и ограничений на изменение перечня таких случаев.
Как показывает практика, нередко случаи закупки товаров (работ, услуг), в целях реализации национальных проектов (программ), предусматриваются Типовыми положениями о закупках, в качестве закупок у единственного поставщика (смотрите пп. 65 п. 111 Типового положения о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, утвержденного приказом Департамента государственных закупок Свердловской области от 27.12.2019 N 198-ОД, пп. 42 п. 19.7 Типового положения о закупках товаров, работ, услуг и определении перечня учреждений и предприятий Волгоградской области, для которых применение указанных типовых положений является обязательным, утвержденного Приказом комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области от 10.06.2019 N 9н).
Поэтому, полагаем, само по себе включение указанного в вопросе случая закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в Типовое положение, разработанное в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ, не является нарушением законодательства.
Напомним, что согласно ч. 2.7 ст. 2 Закона N 223-ФЗ, изменения, внесенные в Типовое положение, подлежат размещению в ЕИС утвердившими их органом либо организацией в течение 15 дней с даты их утверждения. При этом указывается срок, в течение которого соответствующие автономные учреждения обязаны внести изменения в положение о закупке или утвердить новое положение о закупке. Такой срок не может составлять менее 15 дней с даты размещения в ЕИС изменений, внесенных в Типовое положение.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Ответ прошел контроль качества

13 ноября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) По данному вопросу смотрите также материалы:
- Энциклопедия решений. Закупка у единственного контрагента по Закону N 223-ФЗ, условия ее применения;
- Энциклопедия решений. Неконкурентные способы закупки по Закону N 223-ФЗ.

Все консультации данной рубрики