Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

07.12.2020
ВОПРОС:
Организация, осуществляющая экспорт по нескольким договорам, получила грант от Правительства Москвы. Цель предоставления гранта - стимулирование развития деятельности субъектов малого предпринимательства, осуществляющих экспорт. Указания на сумму НДС в контракте нет.
Учитываются ли полученные средства гранта при определении налоговой базы по НДС? Требуется ли восстанавливать НДС по приобретенным ранее товарам (работам, услугам)?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Сумма гранта не связана с оплатой реализованных товаров (работ, услуг) и не включается в налоговую базу по НДС. Восстанавливать НДС по приобретенным ранее товарам (работам, услугам) в связи с предоставлением гранта не требуется.

Обоснование позиции:
Порядок предоставления грантов субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим реализацию товаров за пределы территории РФ, экспорт результатов интеллектуальной деятельности и услуг (далее - Порядок) утвержден постановлением Правительства Москвы от 13.11.2012 N 646-ПП. Из данного постановления, а также норм ст. 78 БК РФ следует, что полученный организацией в рассматриваемой ситуации грант представляет собой субсидию.
1. Операции, признаваемые объектом налогообложения НДС, поименованы в п. 1 ст. 146 НК РФ. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ к ним относятся операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.
Операция по получению гранта самостоятельным объектом налогообложения НДС не признается, однако сумма полученного гранта может участвовать при расчете налоговых обязательств по НДС в случае, если она связана с оплатой реализованных налогоплательщиком товаров (работ, услуг) (п. 3 ст. 153, пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ). В противном случае сумма полученного гранта налоговую базу по НДС не формирует.
Из условий анализируемой ситуации, а также Порядка не следует, что сумма полученного организацией гранта связана с оплатой реализованных ею товаров (работ, услуг). В этой связи, по нашему мнению, оснований для ее включения в налоговую базу по НДС не имеется. Аналогичная позиция нашла отражение в письмах Минфина России от 27.05.2013 N 03-03-06/4/18923, ФНС России от 29.09.2008 N ШТ-15-3/1078@.
2. Суммы НДС, принятые налогоплательщиком к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, подлежат восстановлению в случаях, указанных в п. 3 ст. 170 НК РФ.
Так, пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ обязывает налогоплательщиков восстанавливать ранее правомерно принятые к вычету суммы НДС при получении в соответствии с законодательством РФ из бюджетов бюджетной системы РФ субсидий на возмещение ранее понесенных затрат на приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом НДС и (или) на возмещение затрат по уплате "таможенного" НДС.
При этом обязанность по восстановлению НДС не возникает, если документами о предоставлении субсидий предусмотрено возмещение затрат на приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав без включения в состав таких затрат предъявленных сумм налога и (или) сумм налога, уплаченных при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Перечень конкретных документов, подтверждающих включение (невключение) сумм НДС в состав возмещаемых за счет субсидий затрат, НК РФ не установлен. В письме Минфина России от 07.03.2019 N 03-07-11/14901 разъясняется, что это могут быть, в частности, договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, а также нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие их предоставление и содержащие соответствующую информацию (смотрите также письмо Минфина России от 21.10.2020 N 03-07-14/91650).
Ни из положений Порядка, ни из приведенных в запросе условий соглашения о предоставлении гранта не следует, что грант предоставлялся организации на возмещение ранее понесенных ею затрат на приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом НДС и (или) на возмещение затрат по уплате "таможенного" НДС.
В этой связи мы придерживаемся позиции, что обязанности по восстановлению НДС по приобретенным ранее товарам (работам, услугам), имущественным правам у организации - получателя гранта не возникает.
Разъяснений уполномоченных органов и судебных решений применительно к анализируемой ситуации нам обнаружить не удалось. В целях более объективной оценки налоговых рисков рекомендуем организации обратиться за соответствующими разъяснениями в налоговый орган по месту учета и/или в Минфин России (пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

24 ноября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики