Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Трудовое право

09.12.2020
ВОПРОС:
Работник, работающий по основному месту работы в медицинской организации по должности врача - анестезиолога-реаниматолога, также работает на условиях внутреннего совместительства по должности начальника по медицинской части.
26 июня 2020 года он был принят также на условиях совместительства на должность врача-инфекциониста в инфекционное отделение, оказывающее помощь пациентам с COVID-19.
Место работы работника по должности врача - реаниматолога-анестезиолога и начальника по медицинской части находится по одному адресу (место работы определено в трудовом договоре в виде конкретного адреса местонахождения структурного подразделения), а инфекционное отделение, где были произведены осмотры и где он должен был работать врачом-инфекционистом, находится в другом здании. Должность врача - анестезиолога-реаниматолога и должность начальника по медицинской части не включены в перечень должностей медицинских и иных работников структурных подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера. В трудовую функцию начальника по медицинской части входят только обязанности по организации, руководству и контролю за деятельностью структурных подразделений организации, обязанности по оказанию медицинской помощи пациентам не включены в должностную инструкцию.
По данным табеля учета рабочего времени работник не осуществлял работу в качестве врача - анестезиолога-реаниматолога 20 и 22 мая 2020 года, в эти дни он работал по должности начальника по медицинской части, а в табеле учета рабочего времени за июнь 2020 года также отсутствуют данные о работе в инфекционном отделении в качестве врача-инфекциониста.
Должна ли организация осуществить работнику стимулирующие выплаты согласно постановлениям Правительства РФ от 02.04.2020 N 415 и от 12.04.2020 N 484 за май и июнь 2020 года, если по данным медицинской документации работник производил осмотр пациентов с подтвержденным диагнозом COVID-19 20 и 22 мая 2020 года в инфекционном отделении больницы?
ОТВЕТ:

Согласно постановлению Правительства РФ от 12.04.2020 N 484 (далее - Постановление N 484) выплаты стимулирующего характера осуществляются медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в соответствии с указанным в пункте 12 названных Правил локальным нормативным актом медицинской организации, согласованным с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья. Эта выплата является единовременной, выплачивается в полном размере независимо от количества отработанных смен и/или часов, за риск работы с больными с новой коронавирусной инфекцией COVID-19. В частности, это касается медицинских и иных работников, работающих неполное рабочее время в соответствии с трудовым договором (письмо Министерства здравоохранения РФ от 02.05.2020 N 16-3/И/1-6965).
Выплаты, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 415 (далее - Постановление N 415), определены как выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией. Порядок осуществления выплаты и ее размер определяются в соответствии с локальным нормативным актом медицинской организации, согласованным с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья или органом местного самоуправления (п. 10, п. 11 Правил). Эта выплата положена медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь лицам с подтвержденным диагнозом COVID-19, внесенным в информационный ресурс (COVID-19). Данная выплата предусмотрена за фактически отработанное время, то есть за все время работы, за исключением периодов отсутствия медицинского работника на рабочем месте в связи с болезнью, нахождением в отпуске, в других случаях.
Как следует из письма Министерства здравоохранения РФ от 17.05.2020 г. N 16-3/И/1-3061, в медицинских организациях и их структурных подразделениях, оказывающих медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в стационарных условиях, руководитель организации утверждает временное штатное расписание медицинской организации и при необходимости (в том числе при перепрофилировании) осуществляет перераспределение функциональных обязанностей медицинских работников. Таким образом, должности всех медицинских работников, непосредственно участвующих в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, подлежат включению в перечень должностей медицинских работников, имеющих право на выплаты стимулирующего характера. Как указали чиновники, в соответствии с п. 12 Постановления N 484 перечень наименований структурных подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера, а также перечень должностей медицинских работников структурных подразделений медицинских организаций утверждается локальным нормативным актом медицинской организации. Таким образом, право на выплату по Постановлению N 484 имеют лишь те работники, которые трудятся по тем должностям и в тех структурных подразделениях, которые поименованы в локальном нормативном акте, утвержденном медицинской организацией.
В силу ст. 65 ТК РФ заключая трудовой договор, стороны трудовых отношений берут на себя определенные обязательства. Так, работодатель обязан предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Обязательными условиями трудового договора является условие о трудовой функции работника и о месте работы (ст. 57 ТК РФ). Определения понятия "место работы" Трудовой кодекс РФ не дает. Полагаем, что в качестве места работы должно быть указано наименование и место нахождения организации либо ее структурного подразделения. Из частей второй и четвертой ст. 57 ТК РФ следует, что указание структурного подразделения и его местонахождения представляет собой уточнение места работы. Если исходить из того, что место работы без такого уточнения обозначается как населенный пункт, то место работы с указанием местонахождения структурного подразделения предполагает фиксацию в трудовом договоре точного адреса. Указывать ли в трудовом договоре структурное подразделение и его местонахождение, если оно расположено в той же местности, что и работодатель, решают стороны (часть четвертая ст. 57 ТК РФ). Однако если стороны указали в трудовом договоре конкретный адрес местонахождения структурного подразделения, в котором трудится работник, такое условие является обязательным как для работника, так и для работодателя. Для выполнения работником работы в ином структурном подразделении, отличном от указанного в трудовом договоре, сторонам необходимо заключить дополнительное соглашение к трудовому договору о переводе (ст. 72 ТК РФ). Такое соглашение заключается в добровольном порядке и зависит от воли двух сторон. В рассматриваемом случае такое соглашение не заключалось, однако, как следует из медицинских документов, работник без ведома работодателя оказывал медицинскую помощь гражданам (осматривал пациента) в структурном подразделении, в котором он не должен выполнять свои трудовые обязанности по должности врача-реаниматолога или начальника по медицинской части.
Отметим, что по смыслу ст. 2 и ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития; при осуществлении таких медицинских вмешательств пациенту оказывается медицинская помощь. В соответствии со ст. 37 Закона N 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, а также на основе стандартов медицинской помощи. При этом согласно части 2 ст. 73 Закона N 323-ФЗ медицинские работники обязаны оказывать медицинскую помощь в соответствии со своей квалификацией, должностными инструкциями, служебными и должностными обязанностями. Кроме этого, ст. 21 ТК РФ выделяет отдельно исполнение работником обязанности по соблюдению дисциплины труда. В силу части первой ст. 189 ТК РФ под дисциплиной труда понимается обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии с частью четвертой ст. 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. На практике данная обязанность, как правило, реализуется путем заполнения ответственным сотрудником организации табеля учета рабочего времени (ведомого в бюджетных учреждениях по форме 0504421, утвержденной приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52). В табелях отражается фактически отработанное (неотработанное) работником время с точностью до часов и минут. Согласно Методическим указаниям по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета..., утвержденным этим же приказом Минфина, табель заполняется за период, за который предусмотрена выплата заработной платы. В соответствии с Указаниями по применению форм табеля учета рабочего времени, утвержденными постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 (формы N Т-12 и N Т-13), табели учета рабочего времени применяются для учета времени, фактически отработанного и (или) не отработанного каждым работником организации, в том числе в целях расчета оплаты труда.
Из части первой ст. 129, части первой ст. 132 ТК РФ следует, что размер заработной платы работника зависит в том числе от количественного показателя выполняемой им работы. Поэтому в тех случаях, когда оплата труда производится на основе повременной системы (в том числе путем установления оклада), заработная плата выплачивается за фактически отработанное работником время. Таким образом, основным необходимым документом, на основании которого работнику рассчитывается заработная плата, являются сведения об отработанном работником времени, содержащиеся в табеле учета рабочего времени. В рассматриваемом случае 20 и 22 мая 2020 года работник не исполнял обязанности по должности врача-реаниматолога, о чем свидетельствуют график работы, а также табель рабочего времени. По нашему мнению, медицинские документы, где зафиксирована подпись медицинского работника, производящего осмотр пациента, может являться одним из возможных доказательств в суде, которым может быть подвержен факт оказания медицинской помощи в тот или иной день, наряду со свидетельскими показаниями. Однако изначально при начислении работнику заработной платы работодатель главным образом ориентируется на табель учета рабочего времени, отражающий фактически (реально) отработанное им время.
Стимулирующая выплата, предусмотренная Постановлением N 484, хоть и выплачивается в полном размере независимо от количества отработанных работником смен и/или часов, полагается работникам при условии непосредственного участия в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, если они выполняли обязанности по тем должностям и в тех структурных подразделениях, которые указаны в локальных нормативных актах организации. Если факт осмотра пациента 20 и 22 мая в качестве врача-реаниматолога не находит своего подтверждения в документах, в которых фиксируется фактически отработанное работником время (то есть в табеле учета рабочего времени), оснований для начисления работнику стимулирующих выплат за май 2020 года, на наш взгляд, у работодателя нет.
Кроме того, как отмечается в упомянутом нами письме Министерства здравоохранения РФ от 2.05.2020 N 16-3/И/1-6965, установленные Постановлением N 484 суммы выплачиваются медицинским работникам за риск работы с больными с новой коронавирусной инфекцией COVID-19, то есть смысл этой выплаты состоит в стимулировании работников на оказание медицинской помощи, которую они должны осуществлять, рискуя заразиться опасным вирусом, не по своей воле, а в силу необходимости выполнения своих должностных обязанностей. Как следует из должностной инструкции, в обязанности начальника по медицинской части не входит непосредственное оказание пациентам медицинской помощи. Следовательно, он не только не должен был, но и не имел права осматривать пациентов, в том числе в инфекционном отделении больницы. Таким образом, если сотрудник в свое рабочее время согласно режиму рабочего времени действительно осматривал пациентов 20 и 22 мая 2020, у которых впоследствии подтвердился диагноз COVID-19, но по своей инициативе производил осмотр в качестве начальника по медицинской части в нарушение положений должностной инструкции, подвергая себя неоправданному риску, полагаем, что выплата ему не положена. Вторым аргументом в пользу отказа начальнику по медицинской части в стимулирующих выплатах за май 2020 г., на наш взгляд, является то, что его должность не включена в перечень должностей и структурных подразделений, работа в которых давала право на стимулирующие выплаты, предусмотренные Постановлением N 484 и Постановлением N 415.
По вопросу о необходимости осуществления стимулирующих выплат работнику за июнь 2020 г., т.е. за тот месяц, в котором с ним был заключен трудовой договор о работе по должности врача-инфекциониста, отметим следующее. По мнению Верховного Суда РФ, моментом возникновения трудовых отношений на основании заключенного трудового договора может считаться только день фактического начала работы. Факт заключения трудового договора свидетельствует о возникновении между сторонами правоотношений по трудоустройству, предшествующих возникновению непосредственно трудовых отношений и заканчивающихся в момент, когда работник непосредственно приступил к осуществлению возложенной на него трудовым договором функции, а работодатель допустил работника к работе, что и является правообразующим фактором, с которым у сторон такого договора возникают соответствующие трудовые права и обязанности (определение от 18.02.2010 N 4-В09-54, Обзор..., утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 08.07.2015). Таким образом, поскольку работник приступил к выполнению своей трудовой функции по должности врача-инфекциониста только в июле, говорить о том, что трудовые отношения с работником, равно как и обязанность работодателя производить выплату ему заработной платы по этому трудовому договору, возникли именно с 26 июня 2020 г., не приходится. Согласно данным табеля учета рабочего времени работник фактически не работал, а значит, не принимал непосредственное участие в оказании медицинской помощи в июне, выплаты, предусмотренные Постановлением N 484 и Постановлением N 415, по нашему мнению, ему не положены.
Обращаем внимание на то, что мы высказали свое экспертное мнение по вопросу. К сожалению, мы не обнаружили официальных разъяснений контролирующих органов по данной ситуации. Окончательное решение о том, следует ли производить работнику стимулирующие выплаты, может принять только суд с учетом всех обстоятельств дела.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

Ответ прошел контроль качества

20 ноября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики