Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

09.12.2020
ВОПРОС:
Государственный контракт был заключен в августе 2020 года.
Сможет ли общество возместить расходы на закупку товарно-материальных ценностей, используемых при выполнении работ по государственному контракту, но закупленных обществом заблаговременно в процессе хозяйственной деятельности в апреле-мае (в договорах поставки, соответственно, ссылок на идентификатор государственного контракта содержаться не будет). Какие у общества могут возникнуть риски с точки зрения Закона N 44-ФЗ?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Общество сможет возместить расходы на закупку товаров, используемых при выполнении работ по государственному контракту, но закупленных обществом заблаговременно в процессе хозяйственной деятельности. При этом представление документов, подтверждающих фактическое осуществление соответствующих расходов, необходимо только при исполнении контрактов, подлежащих казначейскому сопровождению, и контрактов в рамках государственного оборонного заказа.

Обоснование вывода:
Из ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) следует, что контракт в любом случае должен содержать взаимосвязанные условия о цене и о количестве товара, объеме работ, услуг, приобретаемых по контракту (далее - объем исполнения), которые могут быть сформированы в трех вариантах:
- ориентировочное значение цены контракта либо формула и максимальное значение цены контракта - в случаях, установленных Правительством РФ;
- цены(а) единиц(ы) товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта - если объем исполнения по контракту невозможно определить на момент его заключения (ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ). В этом случае объем исполнения определяется заявками заказчика и их фактическим исполнением (ч. 1 ст. 34, п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ);
- цена контракта, устанавливаемая за весь объем исполнения в целом, - во всех прочих случаях.
Данные требования установлены без каких-либо оговорок в отношении видов контрактов, видов приобретаемых товаров, работ, услуг или способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя, далее - контрагент), по итогам которых заключается контракт. Следовательно, они относятся ко всем контрактам, заключаемым по итогам любых процедур определения контрагента.
Закон N 44-ФЗ не содержит указания, что оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной контрактом. Однако такое правило следует из указания п. 1 ст. 424 ГК РФ о том, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Указанная норма подлежит применению в данном случае, поскольку Закон N 44-ФЗ основан в том числе на нормах Гражданского кодекса РФ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), и эти нормы применяются к контрактам, если иное не установлено нормами самого Закона N 44-ФЗ (смотрите также ответ на вопрос N 81 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889).
Таким образом, оплата по контракту должна осуществляться по установленной контрактом твердой цене всего объема исполнения, твердым ценам единиц (умноженным на количество исполненного) или определенной по формуле, независимо от фактических затрат подрядчика и (или) применяемой им системы налогообложения (п.п. 8-11 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889, п. 11 письма Минэкономразвития России от 21.04.2017 N Д28и-1679 и др. письма этого ведомства, письма Минфина России от 13.10.2017 N 24-01-09/68987, от 26.09.2017 N 24-03-07/62238, от 21.09.2017 N 24-03-08/61212 и др., постановление ФАС Московского округа от 11.03.2011 N КГ-А40/415-11, постановление АС Северо-Кавказского округа от 07.07.2017 N Ф08-4621/17, постановление АС Московского округа от 28.04.2016 N Ф05-4344/16, постановление Девятнадцатого ААС от 13.04.2016 N 19АП-571/16.
Следовательно, по общему правилу контроль заказчика над расходами поставщика (подрядчика, исполнителя, далее - контрагент) фактически не имеет смысла, поскольку оплата осуществляется по твердой, заранее установленной цене и не зависит от затрат контрагента (постановления Девятого ААС от 09.08.2013 N 09АП-22297/13, от 05.08.2013 N 09АП-22024/13, постановление ФАС Уральского округа от 18.06.2013 N Ф09-4166/13, постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.05.2014 N Ф07-2638/14, постановление АС Западно-Сибирского округа от 09.12.2014 N Ф04-10865/14). В этой связи контрагенту нет необходимости доказывать, что ранее приобретенные им товары были приобретены именно для исполнения контракта, а период их приобретения не имеет значения. По этой причине нет необходимости и в указании в договорах, заключенных контрагентом во исполнение государственного контракта, идентификатора такого контракта.
Порядок же оплаты определяется контрактом (п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ), а потому момент фактического возмещения расходов контрагента, осуществленных заранее, будет определяться именно этими условиями и экономическими расчетами контрагента - либо по получении аванса, либо после передачи исполнения заказчику*(1).
Исключения составляют случаи заключения контрактов, содержащих условия о казначейском сопровождении, и контрактов в рамках государственного оборонного заказа. Рассмотрим эти случаи чуть подробнее.
1. Случаи, когда контракты подлежат казначейскому сопровождению, определяются законом о федеральном бюджете, принимаемом ежегодно, и принятыми во исполнение его указаний подзаконными актами. В частности, такие случаи в отношении контрактов, заключаемых в 2020 году, определены ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 02.12.2019 N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов". Правила казначейского сопровождения средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (далее - Правила), утверждены постановлением Правительства РФ от 23.12.2019 N 1765.
При этом предусмотрена и возможность возмещения расходов, произведенных контрагентом за счет собственных средств. Для этого в силу п. 10 Порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования расходов..., утвержденного приказом Минфина России от 10.12.2019 N 220н, п. 2, пп. 15 п. 4 приказа Минфина России от 17.11.2016 N 213н должны быть представлены реквизиты (тип, номер, дата) документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства при поставке товаров (накладная и (или) акт приемки-передачи и (или) счет-фактура), выполнении работ, оказании услуг (акт выполненных работ (оказанных услуг) и (или) счет и (или) счет-фактура), номер и дата исполнительного документа (исполнительный лист, судебный приказ), иных документов, подтверждающих возникновение соответствующих денежных обязательств, копий платежных поручений, реестров платежных поручений и иных документов, подтверждающих оплату произведенных юридическим лицом целевых расходов (части расходов). Как видим, перечень предоставляемых документов не является закрытым, исчерпывающим. Представляется, что он и не может быть таковым, поскольку в каждой конкретной ситуации целевой характер произведенных расходов может подтверждаться различными документами (например, выдержками из проектно-сметной документации, указывающими на необходимость применения определенных материалов, выдержками из ГОСТ о составе товара, поставляемого по контракту, иное).
Момент, период приобретения товаров при этом не оговаривается, а потому представляется очевидным, что они могут быть приобретены заблаговременно.
2. Из п. 6 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон N 275-ФЗ) следует, что под государственным контрактом в этом Законе подразумевается государственный контракт по государственному оборонному заказу, заключенный государственным заказчиком от имени РФ с головным исполнителем на поставки продукции по государственному оборонному заказу и предусматривающий обязательства сторон, их ответственность. Договор же, заключенный в письменной форме головным исполнителем с исполнителем или между исполнителями на поставки продукции, необходимой головному исполнителю, исполнителю для выполнения государственного оборонного заказа, и предусматривающий в том числе обязательства сторон и их ответственность, именуется как контракт (п. 7 ст. 3 Закона N 275-ФЗ).
При этом под исполнителем понимается лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем (п. 4 ст. 3 Закона N 275-ФЗ). В кооперацию входят головной исполнитель, заключающий государственный контракт с государственным заказчиком, исполнители, заключающие контракты с головным исполнителем, и исполнители, заключающие контракты с исполнителями (п. 4.1 ст. 3 Закона N 275-ФЗ). Государственный контракт и все контракты, заключенные в целях его исполнения между лицами, входящими в кооперацию, признаются сопровождаемыми сделками (п. 8 ст. 3 Закона N 275-ФЗ).
Пунктом 13 ст. 3 Закона N 275-ФЗ определено, что идентификатор государственного контракта (ИГК) - уникальный номер, присваиваемый конкретному государственному контракту и подлежащий указанию во всех контрактах, а также в распоряжениях, составляемых государственными заказчиками, головными исполнителями и исполнителями при осуществлении расчетов по государственному оборонному заказу в рамках сопровождаемой сделки.
Головной исполнитель и исполнители обязаны включать ИГК в контракты, заключаемые с исполнителями, и в распоряжения на проведение платежей по отдельному счету (п.п. 4, 9 ч. 1, п.п. 4, 9 ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 8.3 Закона N 275-ФЗ), а также обязаны вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому соответственно госконтракту, контракту (п. 18 ч. 1, п. 16 ч. 2 ст. 8 Закона N 275-ФЗ).
Из анализа приведенных положений, а также положений главы 3.1 Закона N 275-ФЗ, определяющей параметры банковского сопровождения сделок в рамках выполнения государственного оборонного заказа, следует, что это сопровождение осуществляется с целью контроля над расходованием бюджетных средств.
При этом п. 3 ст. 7.1 Закона N 275-ФЗ прямо предусмотрено право головного исполнителя включать по согласованию с государственным заказчиком в государственный контракт условие о возмещении (компенсации) в пределах цены государственного контракта понесенных головным исполнителем за счет собственных средств расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, при условии подтверждения головным исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Ответ прошел контроль качества

19 ноября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее о порядке оплаты по контракту смотрите в следующем материале:
- Энциклопедия решений. Порядок оплаты по контракту по Закону N 44-ФЗ.

Все консультации данной рубрики