Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

08.06.2012
ВОПРОС:
Какие первичные документы должны быть оформлены казенным учреждением для списания материалов, используемых при осуществлении ремонта хозяйственным способом?
Необходимо ли составлять смету на выполнение текущего ремонта и по факту выполнения подписывать Акт о приемке выполненных работ (форма N КС-2)?
ОТВЕТ:

Сразу отметим, что положения Инструкций, утвержденных приказами Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), от 06.12.2010 N 162н (далее - Инструкция N 162н), не содержат специального порядка документального оформления списания материальных запасов при проведении текущего ремонта силами учреждения (хозяйственным способом).
Пункты 24, 25 Инструкции N 162н содержат лишь указания на то, какими документами оформляется выдача строительных материалов ответственным лицам и списание материалов. К таким документам, в частности, относятся:
- Требование-накладная (форма 0315006);
- Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (форма 0504210);
- Акт о списании материальных запасов (форма 0504230).
Перечисленные выше формы документов предназначены исключительно для оформления фактического "движения" строительных материалов внутри учреждения. В то же время при проведении текущего ремонта хозяйственным способом перед организацией встают следующие задачи:
1) определение плановых показателей, которые будут применяться при осуществлении текущего ремонта (перечень и объемы планируемых работ и соответствующие им объемы и наименования строительных материалов);
2) контроль за соответствием количества и наименований списываемых с учета строительных материалов объемам фактически выполненных работ, а также плановым показателям (в случае выявления каких-либо отклонений - обнаружение причин из возникновения и представление соответствующих документов для принятия управленческих решений руководителю учреждения);
3) контроль за обоснованностью выдачи строительных материалов со склада, а также обоснованность формирования их остатков у ответственных лиц.
Необходимость решения перечисленных выше задач обусловлена, в частности, требованиями сметно-бюджетной дисциплины, а также принципом результативности и эффективности использования бюджетных средств, установленными бюджетным законодательством (смотрите, например, ст.ст. 28, 34 БК РФ).
Кроме того, из содержания "Методических указаний по применению форм первичных учетных документов..." (Приложение N 5 к приказу Минфина России от 15.12.2010 N 173н) следует, что расходование материальных запасов может производиться на основании документов, утвержденных руководителем учреждения, прилагаемых впоследствии к Акту (форма 0504230).
Характер упоминаемых выше задач, по сути, соответствует задачам, которые решает подрядная организация при осуществлении ремонтных работ. Следовательно, порядок документального оформления хозяйственных операций при осуществлении текущего ремонта хозяйственным способом во многом должен соответствовать аналогичному порядку, применяемому подрядными организациями.
Так, плановые показатели (объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, а также количество и наименования строительных материалов, необходимых для проведения работ) могут определяться на основании технической документации и сметы (смотрите, например, ст. 743 ГК РФ). Полагаем, что в рассматриваемой ситуации учреждению целесообразно составить смету на проведение ремонтных работ. Тем более что отсутствие строительных смет при выполнении ремонтных работ хозяйственным способом может рассматриваться отдельными должностными лицами контролирующих органов в качестве нарушения требований действующего законодательства*(1).
Конкретный порядок составления, утверждения и согласования сметы и иной необходимой в рассматриваемой ситуации документации может быть утвержден для учреждения вышестоящей организацией*(2). При составлении сметной документации на текущий ремонт расход материалов должен определяться не произвольно, а в соответствии с установленными нормами (п. 6.1 Ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р), утвержденных приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312)*(3).
Подтверждение объема фактически выполненных работ (в том числе и скрытых работ) может осуществляться на основании актов, оформленных по форме, утвержденной в составе учетной политики учреждения. Форма таких документов должна содержать все обязательные реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и п. 7 Инструкции N 157н.
По нашему мнению, за основу может быть взят Акт о приемке выполненных работ (форма N КС-2), форма утверждена постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100, хотя он и применяется для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений. Такой Акт может прилагаться к Акту (форма 0504230).
Заключительный этап оформления хозяйственных операций, связанных с текущим ремонтом зданий (сооружений) - оформление Акта приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (форма 0306002) (смотрите "Перечень унифицированных форм первичных учетных документов...", утвержденный приказом Минфина России от 15.12.2010 N 173н). При осуществлении текущего ремонта хозяйственным способом данный Акт составляется в одном экземпляре, подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку объектов основных средств, утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом и сдается в бухгалтерию. Данные о произведенном ремонте вносятся в Инвентарную карточку учета объекта основных средств (форма ОС-6) (Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету основных средств, утвержденные постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7).
В заключение отметим, что конкретные перечни документов, которые должны оформляться при проведении текущего ремонта (в том числе и хозяйственным способом), могут определяться уполномоченным органом соответствующего публично-правового образования, главным распорядителем бюджетных средств*(4).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир

25 мая 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) Неэффективное использование бюджетных средств. Информация к размышлению (М. Андрианов, "Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности", N 3, март 2010 г.)
*(2) Смотрите Приложение N 2 к Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС) 81-35.2004, утвержденной постановлением Госстроя РФ от 05.03.2004 N 15/1, а также п. 3.23 данной Методики.
*(3) Смотрите Перечень утвержденных сборников Государственных элементных сметных норм (ГЭСН) и Федеральных единичных расценок (ФЕР).
*(4) Смотрите, например:
    - приказ Минобороны России от 27.06.1996 N 260 "Об утверждении Руководства по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту зданий и объектов Министерства обороны Российской Федерации";
    - Правила организации и проведения технического обслуживания, текущего и капитального ремонтов объектов социальной сферы областной и муниципальной собственности (приложение к решению коллегии Администрации Ростовской области от 27.11.2006 N 60).

 

Все консультации данной рубрики