Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

14.12.2020
ВОПРОС:
Муниципальное автономное учреждение (далее - МАУ) занимается новым направлением ПФДО (персонифицированное финансирование). Учреждение получает финансовое обеспечение от управления образованием и финансирует на основании счетов образовательные (бюджетные, автономные) учреждения, индивидуальных предпринимателей. Данные учреждения имеют лицензии на дополнительное образование и являются поставщиком услуг в сфере дополнительного образования. МАУ профинансировало (возместило расходы по стоимости сертификатов ПФДО) поставщиков услуг по дополнительному образованию детей на основании счетов (дебет счета 302 26 кредит счета 201 11).
С применением какого КВР и какой подстатьи КОСГУ отразить расчеты с поставщиками услуг?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемых условиях представляется возможным отражение расчетов с поставщиками услуг по элементу вида расходов 853 "Уплата иных платежей" в увязке с подстатьей 297 "Иные выплаты текущего характера организациям" КОСГУ. Элемент вида расходов и статья КОСГУ для отражения расходов автономного учреждения - уполномоченной организации в системе ПФДО по договорам на возмещение затрат поставщикам образовательных услуг подлежит согласованию с учредителем, закреплению положениями учетной политики, а также отражению в ПФХД учреждения.

Обоснование вывода:
Федеральным проектом "Успех каждого ребенка", входящим в структуру национального проекта "Образование", предусмотрены мероприятия по формированию финансово-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей, в том числе внедрение модели персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (далее - ПФДО). Система ПФДО предоставляет возможность обучаться за счет средств бюджета в любой организации, в том числе частной. Средства выделяются в виде сертификата, который при поступлении в образовательное учреждение предоставляется поставщику услуг. Сертификат на дополнительное образование представляет собой именной документ, который удостоверяет право его обладателя получать в определенном объеме и на определенных условиях услуги по реализации дополнительных образовательных программ (разд. I Приложения к письму Минобрнауки России от 03.07.2018 N 09-953). Номинал сертификата устанавливается уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования. Такие сертификаты подлежат оплате из средств бюджета поставщику образовательных услуг. Порядок оказания образовательных услуг в системе ПФДО должен быть установлен также на уровне муниципального образования.
Минфин России в письме от 13.11.2020 N 02-05-11/99889 справедливо отмечает, что как бюджетное, так и автономное учреждение создается для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, а также иных сферах. Возложение на бюджетные (автономные) учреждения функций уполномоченной организации при реализации операторской модели персонифицированного финансирования приведет к выполнению указанными учреждениями функций, которые не соответствуют предусмотренным законодательством Российской Федерации целям их создания.
При этом реализация мероприятий по обучению в системе ПФДО не предусматривает увеличение бюджетных ассигнований на выполнение полномочий органов местного самоуправления, определенных пунктом 2 части 1 статьи 9 Федерального закона N 273-ФЗ, а направлена на изменения способов финансового обеспечения организации предоставления дополнительного образования детям с заменой бюджетных ассигнований на предоставление субсидий муниципальным бюджетным учреждениям на предоставление грантов в форме субсидии юридическим лицам, являющимся коммерческими и некоммерческими организациями, реализующими программы дополнительного образования детей, включенных в реестр исполнителей в рамках полномочий, предусмотренных соответственно статьей 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и частью 5 статьи 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Порядок предоставления указанных субсидий из бюджетов муниципальных образований, если данный порядок не определен решениями местной администрации, устанавливается нормативным правовым актом местной администрации (абзац второй пункта 7 статьи 78 и абзац второй пункта 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса) (письмо Минфина России от 6 августа 2019 г. N 12-02-39/59180 "О порядке и условиях финансового обеспечения дополнительного образования детей в негосударственных образовательных организациях").
Для рассматриваемого случая порядок оказания услуг, а также их финансирования в системе ПФДО установлен постановлением администрации Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13.09.2017 N 1885/НПА "Об утверждении Порядка включения детей в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Советском районе", а также приказом Управление образования Администрации Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.05.2017 N 379 (далее - Приказ N 379). В соответствии с указанными нормативными актами муниципальное автономное учреждение наделено полномочиями уполномоченной организации, включающими в себя осуществление платежей по договорам об обучении, заключенным между родителями (законными представителями) детей - участников системы персонифицированного финансирования и поставщиками образовательных услуг, включенными в реестр поставщиков услуг дополнительного образования, то есть используется операторская модель персонифицированного финансирования.
Согласно п. 7.1 Приказа N 379 уполномоченная организация возмещает затраты поставщика услуг, связанные с оказанием образовательных услуг по реализации дополнительных программ детям, имеющим сертификаты дополнительного образования и внесенным в реестр действующих сертификатов, оплата осуществляется на основании договора о возмещении затрат. В соответствии с п. 7.8 Приказа N 379 источником оплаты договоров на компенсацию затрат является субсидия, направляемая управлением образования в соответствии заключенным соглашением о предоставлении целевой субсидии автономному учреждению на компенсацию затрат по оплате договоров. При этом функция заключения договора на возмещение затрат между уполномоченной организацией и поставщиком услуг закреплена за региональным оператором персонифицированного финансирования.
Автономному учреждению согласован учредителем План ФХД, в соответствии с которым расходы на оплату договоров с поставщиком услуг запланированы по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" в увязке со статьей 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. При этом предметом договора между автономным учреждением и поставщиком услуг является компенсация затрат. Выбор поставщика услуг, то есть сама закупка образовательных услуг, исходя из представленных нормативных актов является функцией родителей (законных представителей) детей, а не уполномоченной организации. В полном смысле проведения закупочной процедуры в соответствии с Законами N 44-ФЗ, N 223-ФЗ в данном случае нет, поэтому оплачивать такие расходы по коду 244 в утвержденном ПФХД сомнительно. Кроме того, при консолидации бухгалтерской отчетности учредителем показатели по виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" при таком подходе будут задвоены.
Исходя из экономического содержания договора о возмещении затрат, а также того, что оказание образовательных услуг поставщиками является исполнением муниципального заказа на дополнительное образование, возможно рассмотреть вариант отражения расчетов с поставщиком услуг через представление непосредственно самим автономным учреждением грантов в форме субсидии поставщикам услуг. Однако и в этом случае показатели по соответствующему элементу вида расходов подгруппы 620 "Субсидии автономным учреждениям" аналогичным образом будут дублировать друг друга при консолидации отчетности учредителем. Кроме того, возможность применения указанного кода непосредственно автономным учреждением при направлении средств весьма сомнительна.
Принимая во внимание тот факт, что самостоятельно распоряжаться указанными средствами, кроме как для оплаты сертификатов, учреждение не может, представляется логичным способ отражения как поступления самого финансирования от учредителя, так и расчетов с поставщиками услуг по аналогии с учетом средств во временном распоряжении с использованием статьи 510 "Поступление денежных средств и их эквивалентов" КОСГУ и 610 "Выбытие денежных средств и их эквивалентов" КОСГУ. Однако учитывая, что в рассматриваемом случае средства автономному учреждению поступают в форме субсидии на иные цели по КФО 5, реализация такой модели невозможна.
Обращаем также внимание, что существует мнение финансового ведомства, в соответствии с которым отражение уполномоченными организациями операций по выплатам в адрес образовательных учреждений, оказывающих образовательные услуги на договорной основе, предусматривающих осуществление платы за оказанные образовательные услуги обучающимся в рамках персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, по коду вида расходов 880 "Специальные расходы", увязанному в целях бюджетного учета с подстатьей 297 "Иные выплаты текущего характера организациям" КОСГУ является неправомерным (письмо Минфина России от 17 января 2020 г. N 02-08-10/2764).
С учетом представленной позиции финансового ведомства, а также информации, представленной выше, в рассматриваемых условиях представляется возможным отражение расчетов с поставщиками услуг по элементу вида расходов 853 "Уплата иных платежей" в увязке с подстатьей 297 "Иные выплаты текущего характера организациям" КОСГУ. Информацией Минфина России от 22 октября 2020 г. "Таблица соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатьей) классификации операций сектора государственного управления, применяемая в 2021 году" такая увязка предусмотрена.
Однако учитывая, что конкретный порядок отражения рассматриваемых вопросов нормативными актами не урегулирован, Приказы N 209н и N 85н не содержат отдельных кодов для перечисления средств уполномоченной организацией по договорам на возмещение затрат поставщикам образовательных услуг. Выбранный способ отражения в учете должен быть согласован с учредителем, а также отражен в положениях учетной политики автономного учреждения, в плане ФХД (обоснованиях к нему).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Железнева Юлия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

1 декабря 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики