Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Трудовое право

17.12.2020
ВОПРОС:
Работодатель, расположенный на территории Иркутской области, направил сотрудников (продавцов) сдавать анализы на COVID за счет компании. Тестирование на коронавирус осуществлялось в связи с контактом с больным COVID-19. Сотрудники провели в очереди весь рабочий день. Организация использует унифицированную форму табеля учета рабочего времени Т-13.
Как оплачивать работникам этот день - как день прохождения медосмотра, или протабелировать отсутствие на рабочем месте?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Время, когда работник по инициативе работодателя не выполняет свои трудовые обязанности в связи с тем, что сдает анализы на коронавирус как лицо, контактировавшее с больным COVID-19, подлежит оплате в соответствии со ст. 234 ТК РФ.

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что ни федеральное законодательство, ни нормативные правовые акты Иркутской области*(1) не предусматривают обязанность работодателей тестировать своих работников на наличие новой коронавирусной инфекции (в том числе в ситуации выявления зараженных сотрудников). В ситуации, когда в организации среди работников выявлены носители COVID-19, работодатель не может заставить остальных работников пройти тестирование на наличие вируса. Данная процедура может проводиться только при наличии согласия работника.
В соответствии с абзацем седьмым части первой ст. 88 ТК РФ работодатель не вправе запрашивать информацию о состоянии здоровья работника, за исключением тех сведений, которые относятся к вопросу о возможности выполнения работником трудовой функции. Согласно абзацу 12 части второй ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.
На основании части второй ст. 213 ТК РФ работники торговли обязаны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний. Пункт 15 Перечня работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н (далее - Приказ N 302н), также относит работы в организациях торговли (без конкретизации реализуемой продукции) к числу работ, при выполнении которых проводятся медицинские осмотры. Отметим, что в соответствии с Приказом N 302н прохождение теста на коронавирус не является обязательным элементом медицинского осмотра. Аналогичная позиция распространена и среди специалистов Роструда (смотрите, например, ответ 1, ответ 2, ответ 3, ответ 4 с информационного портала "Онлайнинспекция.РФ").
Поэтому работодатель не вправе требовать от работника прохождения теста на коронавирус, поскольку таковой не является обязательным элементом медицинского осмотра. Соответственно, отказ конкретного работника сдавать анализ на коронавирус не может влечь для него каких-либо негативных последствий; а работодатель не может каким-либо образом заставить сотрудников пройти соответствующее медицинское исследование.
В силу части четвертой ст. 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет фактически отработанного каждым сотрудником времени. В рассматриваемом случае для этих целей организация использует унифицированную форму табеля учета рабочего времени N Т-13 (далее также - Табель), утвержденную постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1. Этим же постановлением утверждены и Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации (далее - Указания). При этом, как следует из Указаний, Табель применяется для учета времени, фактически отработанного и (или) неотработанного каждым работником организации, для контроля за соблюдением работниками установленного режима рабочего времени, для получения данных об отработанном времени, расчета оплаты труда, а также для составления статистической отчетности по труду. Соответственно, в ситуации, когда тестирование на коронавирус проводится в рабочее время сотрудника, этот факт должен быть отражен в табеле учета рабочего времени.
На титульном листе формы N Т-12 приведены условные обозначения отработанного и неотработанного времени*(2). Полагаем, что отмечать в табели учета рабочего времени время, затраченное на проведение тестирования, тем же буквенным обозначением, что и прохождение обязательного медосмотра, не в полной мере отвечает требованиям законодательства, поскольку, как указано выше, данные медицинские процедуры имеют различное нормативное регулирование.
В рассматриваемом случае работники были направлены на прохождение тестирования на COVID-19 по инициативе работодателя и фактически были лишены возможности отработать гарантированные им трудовым договором количество рабочих часов и получить заработную плату в полном размере. Иными словами, имеет место вынужденный прогул. Следовательно, полагаем, что все пропущенные по вине работодателя часы подлежат оплате. Так, согласно ст. 234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок за все недоработанные часы. Эти часы оплачиваются в размере среднего заработка, рассчитанного по правилам ст. 139 ТК РФ (п. 62 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации")*(3).
В свою очередь, время вынужденного прогула обозначается в табеле учета рабочего времени буквенным кодом "ПВ" или цифровым "22". Следует также отметить, что если работники были направлены на тестирование в рабочее время в другую местность, то данный период времени, на наш взгляд, должен быть оформлен как командировка с соответствующим отражением в табеле учета рабочего времени и оплатой (ст.ст. 166-168 ТК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бездеткина Дарья

Ответ прошел контроль качества

30 ноября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Указ губернатора Иркутской области от 12 октября 2020 г. N 279-уг "О режиме функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
*(2) Заметим, что условного обозначения, которое можно было бы применить для отражения периода отсутствия работника на работе в связи с прохождением медицинского осмотра, унифицированные формы Табеля не содержат. Согласно Порядку применения унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденному постановлением Госкомстата РФ от 24.03.1999 N 20, организация при необходимости вправе вносить в унифицированные формы дополнительные реквизиты. Соответственно, работодатель вправе ввести свое условное обозначение для Табеля, например "МО" (медицинский осмотр), утвердив его приказом, и использовать его для проставления отметки работнику за соответствующий период.
*(3) Смотрите также Энциклопедию решений. Материальная ответственность работодателя в случае незаконного лишения работника возможности трудиться. 

Все консультации данной рубрики