Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
17.12.2020
- Организация заключила контракт на строительство специального учреждения сроком на три года. Строительство осуществляется согласно проектно-сметной документации. В 2015, 2018 годах проведены проверки достоверности определения сметной стоимости после корректировки проектных решений. Однако на момент проектирования объекта не были предусмотрены лимитированные затраты, а также затраты на перевозку строительных материалов.
Ввиду освобождения части денежных средств подготовлен расчет вышеуказанных затрат. Сметная стоимость строительства объекта не изменится и соответствует величине, подтвержденной положительным заключением в 2018 году.
Необходимо ли в данном случае проведение повторной экспертизы достоверности сметной стоимости объекта? Возможно ли заключить дополнительное соглашение на увеличение цены контракта в связи с необходимостью произведения указанных выше затрат?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Проведение повторной проверки достоверности сметной стоимости при изменении контракта, технической (проектной) документации или самой сметы законом по общему правилу не предусмотрено.
Возможность увеличения цены контракта законом без увеличения объема исполнения по нему в данном случае отсутствует.
Обоснование вывода:
1. Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 8.3 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) сметная стоимость реконструкции, сноса объекта капитального строительства, выполняемых за счет бюджетных средств и средств вышеуказанных лиц, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов и подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, в том числе на предмет ее непревышения над укрупненным нормативом цены строительства в случаях, установленных Правительством РФ. При проведении капитального ремонта объектов капитального строительства указанная сметная стоимость подлежит такой проверке в случаях, установленных Правительством РФ (такие случаи установлены в п. 27.4 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 (в редакции постановления Правительства РФ от 31.12.2019 N 1948)).
По определению, данному в ч. 3 ст. 48 ГрК РФ, проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Вместе с тем в ч. 13 ст. 48 ГрК РФ содержится указание, что проектная документация должна включать в себя также раздел "Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства", хотя и только в следующих случаях:
- строительство, реконструкция, снос финансируются с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, средств юридических лиц, указанных в ч. 2 ст. 8.3 ГрК РФ;
- капитальный ремонт финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, средств лиц, указанных в ч. 1 ст. 8.3 ГрК РФ.
В соответствии с ч. 3.8 ст. 49 ГрК РФ экспертиза проектной документации по решению застройщика может не проводиться в отношении изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, если такие изменения (применительно к рассматриваемому случаю) одновременно:
- не затрагивают несущие строительные конструкции объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы (п. 1 ч. 3.8 ст. 49 ГрК РФ);
- не приводят к нарушениям требований технических регламентов, санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды, требований государственной охраны объектов культурного наследия, требований к безопасному использованию атомной энергии, требований промышленной безопасности, требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требований антитеррористической защищенности объекта (п. 3 ч. 3.8 ст. 49 ГрК РФ);
- соответствуют заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, а также результатам инженерных изысканий (п. 4 ч. 3.8 ст. 49 ГрК РФ).
Иными словами, по общему правилу необходимость государственной экспертизы изменений в проектной документации зависит по общему правилу от того, влияют ли такие изменения на архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения, упомянутые в ч. 3 ст. 48 ГрК РФ.
При этом, по нашему мнению, нельзя сказать, что в этом случае законодателем была допущена ошибка юридической техники - не учтен финансовый аспект, необходимость проверки достоверности сметы, являющейся в установленных законом случаях частью проектной документации, - это мнение основывается на том, что вышеназванной нормой предусмотрен случай, связанный с этим аспектом: в силу п. 5 ч. 3.8 ст. 49 ГрК РФ экспертиза проектной документации по решению застройщика должна проводиться в отношении изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, если такие изменения не соответствуют установленной в решении о предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений, принятом в отношении объекта капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в установленном порядке, стоимости строительства (реконструкции) объекта капитального строительства, осуществляемого за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Отсюда следует, что в иных случаях изменения проектной документации, связанные с изменением стоимости строительства, но не влияющие на архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения, не подлежат экспертизе.
Соответственно, отсутствие изменения технической части проектной документации, влияющей на конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства, означает отсутствие обязанности получения положительного заключения экспертизы на сметную документацию с увеличением стоимости спорных объектов в виде дополнительных затрат. Данный вывод косвенно подтверждается постановлением АС Дальневосточного округа от 19.02.2018 N Ф03-135/18, постановление Четырнадцатого ААС от 18.10.2018 N 14АП-7800/18, которые были вынесены на основании ранее действовавших норм, также предусматривавших обязательную проверку достоверности сметной стоимости. К сожалению, практики относительно применения обновленных норм ГрК РФ нам обнаружить не удалось.
2. Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении контрагента, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт. По итогам конкурса контракт заключается по цене, предложенной победителем конкурса в заявке на участие в конкурсе (ч. 1 ст. 54, ч. 2 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ). Поскольку Закон N 44-ФЗ не устанавливает иного, предложенная контрагентом цена должна включаться в контракт в неизменном виде.
В силу ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством РФ, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных этой статьей и ст. 95 Закона N 44-ФЗ. В то же время ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в перечисленных в ней случаях.
Таким образом, Закон N 44-ФЗ ограничивает возможность изменения условий контракта случаями, прямо перечисленными в этом законе.
Возможность снижения цены контракта без изменения объема работы и иных условий контракта по соглашению сторон предусмотрена пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Аналогичной нормы, допускающей увеличение цены контракта без изменения предусмотренных контрактом объема работы и иных условий, ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ не содержит, за исключением случаев изменения контракта на приобретение товаров, работ, услуг, цены (тарифы) на которые в силу указаний закона регулируются государственными и муниципальными органами, при изменении таких тарифов, что, очевидно, действительно и для случаев увеличения таких тарифов (п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ) и изменения контрактов, заключенных на основании п.п. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Также законом допускается возможность изменения в том числе, очевидно, и цены контракта без ограничений, но только при выявлении невозможности его исполнения без такого изменения и только по решению Правительства РФ, высшего исполнительного органа власти субъекта РФ или местной администрации (п.п. 2-4, 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Рассматриваемый случай под описанные исключения не подпадает, а потому возможность увеличения цены контракта законом без увеличения объема исполнения по нему в данном случае отсутствует.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
Ответ прошел контроль качества
1 декабря 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним