Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
21.12.2020
- В результате аукциона был заключен контракт на поставку моющего средства. Поставщик произвел поставку товара. Товар не был принят заказчиком по причине отсутствия отчетных документов (подтверждающих качество товара), предусмотренных техническим заданием контракта, а также несоответствия гарантийного срока хранения товара условиям контракта. Заказчиком была произведена экспертиза товара, которая подтвердила несоответствие товара условиям контракта. Поставщику было предложено заменить товар. Поставщик отказался заменить товар. Заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта, направил претензию. Проблема заключается в том, что заказчик ошибочно оплатил товар, а поставщик отказывается вернуть деньги, считая поставку совершенной согласно условиям контракта. С момента поставки товара прошел один год и три месяца.
Каковы риски в случае возврата ошибочно перечисленной суммы денежных средств?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Денежные средства, полученные в качестве аванса по договору, надлежащая поставка по которому так и не была осуществлена и от исполнения которого отказался покупатель, должны быть возвращены покупателю. В противном случае они могут быть истребованы как неосновательное обогащение, на сумму которого подлежат начислению проценты.
Обоснование вывода:
Из п. 3 ч. 1 ст. 1, п.п. 8, 8.1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) прямо следует, что контракты, заключаемые в соответствии с этим Законом, в том числе государственные и муниципальные, являются гражданско-правовыми договорами. Поэтому ко всем контрактам, заключаемым заказчиками, руководствующимися Законом N 44-ФЗ, применяются нормы Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено нормами этого Закона. Аналогичные разъяснения даны в ответе на вопрос N 81 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889.
В соответствии с п. 1 ст. 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (п. 2 ст. 530 ГК РФ). При этом к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (ст.ст. 506-522 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами самого Гражданского кодекса РФ (п. 2 ст. 525 ГК РФ), а также общие положения о купле-продаже параграфа 1 главы 30 ГК РФ, если иное не предусмотрено специальными нормами о поставке в целом и о поставке для государственных и муниципальных нужд (п. 5 ст. 454 ГК РФ).
Согласно ст. 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Если в установленном законом порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим требованиям. При этом в силу п. 1 ст. 518 ГК РФ покупатель (получатель), которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные ст. 475 ГК РФ.
На основании п. 2 ст. 475 ГК РФ в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, либо выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору, либо отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. Как следует из п.п. 1, 2 ст. 450.1 ГК РФ, право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) может быть предоставлено законодательством или договором и осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора), при этом договор считается расторгнутым. Пунктом 1 ст. 523 ГК РФ установлено, что односторонний отказ от исполнения договора поставки допускается в случае существенного нарушения договора одной из сторон (п. 2 ст. 450 ГК РФ). При этом ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ указывает, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда и в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Таким образом, если контрактом была предусмотрена возможность одностороннего отказа заказчика от его исполнения, такой отказ и требование возврата денежных средств, уплаченных за товар, в описанной ситуации абсолютно правомерны.
В силу п. 3 ст. 450, п. 4 ст. 523 ГК РФ договор поставки считается расторгнутым с момента получения одной стороной уведомления другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора, если иной срок расторжения или изменения договора не предусмотрен в уведомлении либо не определен соглашением сторон. Ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком контрагента об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В качестве последствий расторжения договора п. 4 ст. 453 ГК РФ предусмотрено, что стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон. Однако в случае, когда до расторжения договора одна из сторон, получив от другой стороны исполнение обязательства по договору, не исполнила свое обязательство либо предоставила другой стороне неравноценное исполнение, к отношениям сторон применяются правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения (глава 60 ГК РФ), если иное не предусмотрено законом или договором либо не вытекает из существа обязательства. В частности, как указывается в п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2000 N 49, полученные до расторжения договора денежные средства, если встречное удовлетворение получившей их стороной не было предоставлено, и обязанность его предоставить отпала, являются неосновательным обогащением получателя.
Согласно п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ, ни под один из которых описанная ситуация не подпадает. При этом не имеет значения, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (п. 2 ст. 1102 ГК РФ). Также на сумму неосновательного денежного обогащения на основании п. 2 ст. 1107 ГК РФ подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами, предусмотренные ст. 395 ГК РФ, с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
Таким образом, в описанной ситуации поставщик обязан вернуть сумму денежных средств, полученных им по контракту. В противном случае данная сумма может быть взыскана с него как неосновательное обогащение вместе с процентами за пользование этой суммой. Данный вывод подтверждается материалами судебной практики (постановление Пятого ААС от 02.11.2020 N 05АП-4462/20, постановление Четырнадцатого ААС от 20.02.2020 N 14АП-13255/19 и постановление АС Северо-Западного округа от 18.06.2020 N Ф07-5526/20, постановление Десятого ААС от 02.10.2019 N 10АП-15810/19, постановление Четырнадцатого ААС от 11.09.2019 N 14АП-7046/19, постановление Третьего ААС от 15.08.2018 N 03АП-383/18 и постановление АС Восточно-Сибирского округа от 31.10.2018 N Ф02-4724/18).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
Ответ прошел контроль качества
8 декабря 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним