Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
22.12.2020
- Бюджетное образовательное учреждение направляет сотрудника в командировку на служебном автомобиле (водителя) с последующим возмещением командировочных расходов. Возмещение расходов на ГСМ предусмотрено учетной политикой учреждения. Бухгалтер оформляет шесть проводок в части расходов по ГСМ (бензину):
1. Дебет 2.106.34 Кредит 2.208.26
- сформирована стоимость бензина, приобретенного у разных поставщиков во время командировки;
2. Дебет 2.208.26 Кредит 2.201.11
- возмещены расходы сотруднику на бензин;
3. Дебет 2.105.33 Кредит 2.106.34
- принят к учету бензин;
4. Дебет 2.109.61 Кредит 2.105.33
- списана с учета стоимость израсходованного в командировке бензина согласно пробегу по путевому листу;
5. Дебет 2.105.33 Кредит 2.105.33
- переданы остатки бензина вместе с автомобилем другому материально ответственному лицу (водителю) после командировки;
6. Дебет 2.109.61 Кредит 2.105.33
- списаны остатки бензина, приобретенного в командировке первым водителем, с другого водителя согласно путевым листам (после командировки).
В первых четырех проводках что указать в 15-17 разрядах счета КВР 112? Какой КВР должен быть по дебету 5 (и, соответственно, дебету и кредиту 6), учитывая, что второй водитель не получает "иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда"? Может ли быть по дебету КВР 244, а по кредиту КВР 112, или должна быть проводка по переносу остатков с КВР 112 на КВР 244? Если да, то через какой счет?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
При отражении в бухгалтерском учете бюджетного учреждения операций по поступлению (выбытию) горюче-смазочных материалов при формировании 15-17 разрядов счета 0 105 00 000 "Материальные запасы" могут быть указаны нули, если иное не предусмотрено требованиями целевого назначения выделенных средств и (или) положениями учетной политики бюджетного учреждения.
По нашему мнению, расходы в размере стоимости остающегося в бензобаке ГСМ, который предполагается использовать в деятельности учреждения, могут быть отражены с применением КВР 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" в увязке с подстатьей 343 "Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов" КОСГУ.
Детальный порядок учета ГСМ в подобных ситуациях целесообразно определить в рамках учетной политики.
Обоснование позиции:
В соответствии с положениями п. 21.2 Инструкции N 157н в общем случае в 15-17 разрядах номера счета отражаются: аналитический код вида поступлений - доходов, иных поступлений, в том числе от заимствований (источников финансирования дефицита средств учреждения) или аналитический код вида выбытий - расходов, иных выплат, в том числе по погашению заимствований, соответствующий коду (составной части кода) бюджетной классификации РФ (аналитической группе подвида доходов бюджетов, коду вида расходов, аналитической группе вида источников финансирования дефицитов бюджетов).
В то же время для ряда счетов предусмотрены исключения: по счетам аналитического учета счета 0 100 00 000 "Нефинансовые активы", в том числе счета 0 105 00 000 "Материальные запасы", и по корреспондирующим с ними счетам 0 401 20 200 "Расходы текущего финансового года" (0 401 20 241, 0 401 20 242, 0 401 20 270) в 5-17 разрядах номера счета отражаются нули, если иное не предусмотрено целевым назначением имущества и (или) средств, являющихся источником финансового обеспечения приобретаемого имущества (абзац 8 п. 2.1 Инструкции N 174н).
Кроме того, в целях получения дополнительной информации, необходимой внутренним и внешним пользователям отчетности, в соответствии с требованиями учредителя, а также в целях управленческого учета бюджетного учреждения в 1-17 разрядах номера счета, в котором Инструкцией предусмотрены нули, отражаются соответствующие аналитические коды поступления (выбытия) в порядке, предусмотренном их учетной политикой (абзац 16 п. 2.1 Инструкции N 174н).
Таким образом, при отражении в бухгалтерском учете бюджетного учреждения операций по поступлению (выбытию) объектов нефинансовых активов, отнесенных, в частности, к материальным запасам, при формировании 15-17 разрядов счета 0 105 00 000 "Материальные запасы" могут быть указаны нули, если иное не предусмотрено требованиями целевого назначения выделенных средств и (или) положениями учетной политики бюджетного учреждения. Если же указание КВР в 15-17 разрядах счетов 0 105 00 000 осуществляется согласно учетной политике, то порядок бухгалтерского учета горюче-смазочных материалов (далее - ГСМ) в этом случае также должен быть урегулирован положениями учетной политики.
В рассматриваемой ситуации возмещение расходов на приобретение ГСМ, произведенных работником в служебной командировке с разрешения или ведома работодателя, отражается по элементу видов расходов 112 "Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда" (п. 48.1.1.2 Порядка N 85н, смотрите также письма Минфина России от 15.03.2019 N 02-05-10/17872, от 15.07.2016 N 02-05-10/41796, п. 2.3 письма Минфина России от 10.08.2017 N 02-05-11/52212). При этом данный порядок возмещения ГСМ предусмотрен в рамках формирования учетной политики бюджетного учреждения.
Действующим законодательством не установлено ограничений для использования в деятельности учреждения ГСМ, расходы на приобретение которого отражены с применением элемента видов расходов 112 в качестве возмещения командировочных расходов. В свою очередь, возмещение расходов на приобретение ГСМ, произведенных работником в служебной командировке с разрешения или ведома работодателя, относятся на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ, увязанную с КВР 112 (смотрите также письмо Минфина России от 15.03.2019 N 02-05-10/17872). Таким образом, в случае, если расходы на командировку оплачены как компенсационная выплата, то они отражаются по КВР 112 и КОСГУ 226.
Отметим, что выплата компенсации иных расходов согласно ст. 168 ТК РФ не предусматривает встречного требования о предоставлении сотрудником каких-либо нефинансовых активов в целях их постановки на учет в учреждении. Документы на приобретение активов в данном случае служат только для определения размера компенсации. Тем не менее в письме Минфина России от 15.07.2016 N 02-05-10/41796 специалисты финансового ведомства допускают возможность оприходования ГСМ и в том случае, если его стоимость учреждение компенсирует согласно ст. 168 ТК РФ.
Списание израсходованных материальных запасов, в том числе ГСМ, расходы на приобретение которых относятся на соответствующие подстатьи статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ, по общему правилу отражается по дебету счета 0 401 20 272 "Расходование материальных запасов" в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 0 105 00 000 "Материальные запасы" (п. 37 Инструкции N 174).
В то же время, учитывая особенности отнесения на финансовый результат расходов в размере стоимости материальных запасов, расходы на приобретение которых не относятся на статью 340 КОСГУ, предусмотренных положениями раздела 2 Методических рекомендаций к Стандарту "Запасы", стоимость израсходованных в командировке ГСМ должна быть списана на финансовый результат также с применением подстатьи 226 КОСГУ. При этом относить фактические расходы в размере стоимости неизрасходованного в командировке ГСМ также на подстатью 226 КОСГУ не вполне корректно. Полагаем, что для корректного формирования отчетности в рассматриваемой ситуации в качестве возмещения иных расходов, связанных с командировкой, с применением КВР 112 и КОСГУ 226 могут быть отражены только расходы в размере стоимости израсходованного в командировке ГСМ. При этом, по нашему мнению, расходы в размере стоимости остающегося в бензобаке ГСМ, который предполагается использовать в деятельности учреждения, могут быть отражены с применением КВР 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" в увязке с подстатьей 343 "Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов" КОСГУ. Соответственно, в том случае, если согласно учетной политике в 15-17 разрядах номера счета аналитического учета предусмотрено требование об указании элемента видов расходов, то одновременно с отражением операции по уточнению кассовых расходов на лицевом счете необходимо отразить уточнение счета аналитического учета счета 105 03. Детальный порядок учета ГСМ в подобных ситуациях целесообразно определить в рамках учетной политики.
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Применение бюджетными и автономными учреждениями КБК в счетах бухучета;
- Энциклопедия решений. Учет горюче-смазочных материалов (для бюджетной сферы);
- Энциклопедия решений. Применение кодов видов расходов и КОСГУ при оплате командировочных расходов;
- Энциклопедия решений. Группировка материальных запасов по аналитическим счетам "Материальные запасы" (для бюджетной сферы).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ибатуллина Резеда
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна
8 декабря 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним