Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Налоги
-
28.12.2020
- Организация приобрела дорогостоящее световое оборудование для новогоднего оформления витрин своих магазинов стоимостью свыше одного миллиона рублей. Оборудование было принято организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств.
Какое название должно иметь основное средство: световое новогоднее оборудование или рекламное оборудование?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Затраты на сооружение и монтаж светового новогоднего оборудования будут признаваться в составе рекламных расходов через амортизационные отчисления (в случае признания новогоднего оформления витрин магазина рекламными расходами).
Рассматриваемое оборудование является одним из видов электроосветительного оборудования и, на наш взгляд, название ОС должно быть связано именно с назначением данного оборудования. При этом рекламную направленность данного оборудования можно указать в инвентарной карточке.
Обоснование вывода:
Расходы на рекламу в бухгалтерском учете признаются в качестве расходов по обычным видам деятельности (коммерческие расходы) (п. 5, п. 7 ПБУ 10/99), в налоговом учете включаются в состав прочих расходов налогоплательщика, связанных с производством и реализацией (пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ).
В свою очередь, в силу п. 4 ст. 264 НК РФ расходы на рекламу, признаваемые в целях налогообложения, делятся на нормируемые и ненормируемые.
Абзацем третьим п. 4 ст. 264 НК РФ к ненормируемым расходам на рекламу в целях главы 25 НК РФ отнесены "расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов".
Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ), реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно п.п. 2, 3 ст. 3 Закона N 38-ФЗ объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Согласно п. 1 ст. 19 Закона N 38-ФЗ распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи.
При этом необходимо помнить, что на ряд сведений, перечень которых приведен в ч. 2 ст. 2 Закона N 38-ФЗ, нормы указанного закона не распространяются и, соответственно, такие сведения рекламой не признаются. Смотрите материал: Вопрос: Рядом с торговым центром размещен баннер с указанием на нем следующей информации: "Одежда, обувь - второй этаж", также на нем есть изображение людей; указано, что помещения сдаются в аренду. Организация, владеющая зданием торгового центра и предоставляющая в нем аренду помещений, находится в этом же центре и в качестве основного вида своей деятельности осуществляет сдачу помещений в аренду. Баннер расположен над одним из входов в помещение торгового центра. Иной информации этот баннер не содержит. Данный баннер будет являться вывеской или рекламой? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2019 г.)
Решение вопроса о том, являются ли затраты на сооружение и монтаж светового новогоднего оборудования рекламными расходами, зависит от многих обстоятельств, имеющих значение в конкретной ситуации, а в значительной степени - и от усмотрения суда.
Отметим, если имущество в бухгалтерском учете соответствует признакам основного средства согласно п. 4 ПБУ 6/01, а в налоговом учете признакам амортизируемого имущества согласно п. 1 ст. 256 НК РФ, то организация относит к расходам на рекламу амортизационные отчисления (письмо Минфина России от 14.12.2011 N 03-03-06/1/821).
В рассматриваемом случае световое оборудования соответствует признакам основного средства.
Нам не удалось обнаружить разъяснений финансовых и контролирующих органов, касающихся учета затрат именно на новогоднее оформление витрин. Однако в общем случае позиция контролирующих органов такова: подобные расходы не являются расходами, непосредственно связанными с деятельностью, направленной на получение дохода, поэтому учитываться в целях налогообложения прибыли не должны (письма Минфина России от 25.05.2007 N 03-03-06/1/311, от 08.09.2008 N 03-11-04/2/135, УМНС по г. Москве от 22.01.2004 N 26-08/4777). Включение светового оборудования для новогоднего оформления витрин в состав амортизируемого имущества и амортизационных отчислений в состав расходов может повлечь за собой необходимость отстаивания правомерности своих действий в судебном порядке.
Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены ПБУ 6/01 и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее - Методические указания).
В п.п. 7, 12 Методических указаний установлено, что операции по движению (поступление, внутреннее перемещение, выбытие) основных средств оформляются первичными учетными документами, а учет основных средств по объектам ведется бухгалтерской службой с использованием инвентарных карточек учета основных средств (форма карточки может быть разработана на основании формы N ОС-6).
В инвентарной карточке должны быть приведены: основные данные об объекте основных средств, сроке его полезного использования; способе начисления амортизации; отметка о неначислении амортизации (если имеет место); об индивидуальных особенностях объекта. При этом заполнение инвентарной карточки (инвентарной книги) производится на основе акта (накладной) приемки-передачи основных средств, технических паспортов и других документов на приобретение, сооружение, перемещение и выбытие инвентарного объекта основных средств (п. 13 Методических указаний).
При этом включение в наименование ОС формулировки "новогоднее", по нашему мнению, влечет вероятность того, что на основании п. 3 ст. 256 НК РФ неиспользование объекта в течение более трех месяцев (в рассматриваемом случае использование оборудования только в новогодние месяцы) обязывает организацию перевести его на консервацию и исключить из состава амортизируемого имущества. Причем обязанность консервации возникает даже в отношении рекламной установки - амортизация не начисляется с момента демонтажа до момента новой установки (письмо УФНС России по г. Москве от 01.12.2009 N 16-15/125953).
В рассматриваемом случае световое оборудование для новогоднего оформления витрин является одним из видов электроосветительного оборудования и, на наш взгляд, название ОС должно быть связано именно с назначением данного оборудования. Наиболее подходящим по смыслу может быть: "световое оборудование для оформления витрин".
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Учет расходов на рекламу;
- Расходы на оформление витрин к празднику (И. Аврова, "Бухгалтерия и кадры", N 11, ноябрь 2008 г.);
- О начислении амортизации по неиспользуемому объекту ОС (Т.Ю. Кошкина, журнал "Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, июнь 2018 г.);
- Вопрос: Нужно ли получать разрешение на размещение вывески, на которой будет информация: наименование ИП, наименование магазина, время работы и указатель прохода в магазин? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2018 г.)
- Вопрос: Организация приобрела надувного снеговика, который украшает вход в здание магазина, стоимостью 50 000 руб. Предполагается, что он будет использоваться в праздничный период в течение нескольких лет. Надувного снеговика следует отнести к основным средствам или к материалам в целях бухгалтерского учета? Какой код ОКОФ следует использовать? К какой амортизационной группе следует отнести снеговика? Какой срок полезного использования следует установить? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2017 г.)
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Каратаева Татьяна
Ответ прошел контроль качества
10 декабря 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним