Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бухучет и отчетность
-
11.01.2021
- С учетом ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" можно ли в каждом из двух вариантов:
1) в штатном расписании нет должности главного бухгалтера;
2) в штатном расписании есть должность главного бухгалтера, но она не занята (вакантная)) -
передать полномочия главного бухгалтера самозанятому на основании договора об оказании услуг по бухгалтерскому учету? Может ли самозанятый (бухгалтер), работающий на основании договора об оказании услуг по бухгалтерскому учету и по доверенности, подписывать за главного бухгалтера бухгалтерскую (финансовую) отчетность, налоговую отчетность, первичные и иные бухгалтерские документы? Как в этом случае будет выглядеть должность в реквизите подписи на документах?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Организация может заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета с физическим лицом самозанятым.
Исполнителю по договору об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета могут быть переданы полномочия на подписание необходимых первичных документов, счетов-фактур, а также налоговой и бухгалтерской отчетности.
Обоснование позиции:
Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ). При этом руководитель экономического субъекта вправе заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (ч. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ).
Исполнителем по такому договору может быть физическое или юридическое лицо.
Ни Закон N 402-ФЗ, ни Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ (далее - Закон N 422-ФЗ), которым и установлен спецрежим "Налог на профессиональный доход" не запрещают бухгалтеру быть самозанятым. Однако осуществлять деятельность в таком статусе он может, только если не состоит в трудовых отношениях с лицом, которому оказывает услуги, а кроме того, соответствует требованиям, установленным ч. 4 ст. 7 Закона N 402-ФЗ (ч. 6 ст. 7 Закона N 402-ФЗ).
Таким образом, организация может заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета с физическим лицом самозанятым.
Отметим, что в 2019 году ФНС и Роструд договорились о проведении совместных проверок работодателей, которые нанимают самозанятых граждан в качестве работников, оформляя их по гражданско-правовым договорам.
Основанием для привлечения работодателя к ответственности за нарушение трудового и налогового законодательства будет являться выявление признаков трудовых отношений (смотрите Информацию ФНС России от 26.11.2019, письмо Управления ФНС по Московской области от 27.07.2020 N 10-17/051757@).
Риск признания трудовых отношений с самозанятым лицом подпадает под критерии ст. 54.1 НК РФ, из которой следует, что основной целью любой сделки должна быть конкретная разумная хозяйственная (деловая) цель, а не налоговая экономия. Иными словами, привлечение самозанятых лиц должно иметь веское экономическое обоснование и деловую цель такого сотрудничества.
Подчеркнем, что судебная практика по данному вопросу пока не сформирована, так как после принятия Закона N 422-ФЗ прошло недостаточно времени.
При этом ранее налоговые органы и суды усматривали признаки трудовых отношений, если, в частности:
- договор оказания услуг, заключенный с ИП, носит не разовый, а систематический характер (договор с физическим лицом заключается на календарный год или до окончания календарного года, по окончании календарного года или в начале года договор перезаключается в виде оформления идентичного или аналогичного договора);
- заключенный договор оказания услуг был направлен на обеспечение деятельности общества в соответствии с его основным видом деятельности, при этом в штате организации только один сотрудник (директор);
- привлеченное организацией по договору возмездного оказания услуг физическое лицо, имеющее статус ИП, на протяжении продолжительного периода времени ежедневно оказывает свои услуги, в течение полного рабочего дня (смотрите, к примеру, постановление АС Восточно-Сибирского округа от 27.10.2016 N Ф02-5659/2016 (определением ВС РФ от 27.02.2017 N 302-КГ17-382 было отказано в передаче кассационной жалобы организации для рассмотрения в СК по экономическим спорам ВС РФ).
К сожалению, найти арбитражную практику, а также официальные разъяснения по вопросу, когда организация заключала договор оказания услуг по ведению бухгалтерского учета при наличии в это время вакансии бухгалтера, нам не удалось.
По нашему мнению, заключение договора с самозанятым на время вакансии не должно вызвать вопросов со стороны контролирующих органов при условии, что организация будет осуществлять работу по поиску кандидатов на должность. Кроме того, ведение учета - как бухгалтерского, так и налогового - требует своевременности и непрерывности отражения совершаемых операций. В этой связи во избежание пропусков своевременного отражения фактов хозяйственной жизни в учете заключение договора с самозанятым в связи с открывшейся вакансией, на наш взгляд, оправдано.
Передача права подписи бухгалтерской (финансовой) отчетности, налоговой отчетности, первичных и иных бухгалтерских документов лицу, не являющемуся сотрудником организации
По общему правилу право подписи передается путем оформления доверенности (ст. 185 ГК РФ).
При этом ст. 185 ГК РФ не содержит запрета на передачу права подписи отчетности, первичных и иных документов лицам, не состоящим в трудовых отношениях с организацией. Не содержат такого запрета и иные нормативные правовые акты, регламентирующие составление и представление подобного рода документов.
В то же время нельзя не отметить, что передача права подписи документов для целей налогового и бухгалтерского учета имеет свои особенности.
Передача права подписи документов, предусмотренных НК РФ
Из пп. 6 п. 1 ст. 21, ст. 29 НК РФ следует, что налогоплательщик может выступать в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, как лично, так и через представителя, действующего на основании доверенности. Представителем налогоплательщика по доверенности может быть физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 29 НК РФ).
Лица, которые не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика, перечислены в п. 2 ст. 29 НК РФ. К ним относятся должностные лица налоговых, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.
Правила НК РФ о представительстве, в том числе на основании доверенности, в правоотношениях, которые регулируются налоговым законодательством, распространяются и на плательщиков страховых взносов (п. 4 ст. 26 НК РФ)
Таким образом, право подписи (как руководителя, так и главного бухгалтера) налоговой отчетности, расчета по страховым взносам, а также документов, предусмотренных НК РФ (к примеру, счетов-фактур (п. 6 ст. 169 НК РФ)) может быть передано лицу, который не является работником организации (в рассматриваемой ситуации лицу, с которым будет заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета) на основании доверенности.
Передача права подписи бухгалтерской (финансовой) отчетности
Подписать бухгалтерскую (финансовую) отчетность должен либо непосредственно руководитель либо иное лицо, которому такие полномочия переданы на основании доверенности.
При этом бухгалтерская (финансовая) отчетность должна быть подписана только лицами, уполномоченными на это:
- законодательством РФ;
- или учредительными документами экономического субъекта;
- или решениями соответствующих органов управления экономическим субъектом. К таким лицам относится руководитель экономического субъекта (смотрите также Информацию Минфина России от 04.12.2012 N П3-10/2012, письмо ФНС России от 26.06.2013 N ЕД-4-3/11569@).
Таким образом, самозанятое лицо может подписать экземпляр бухгалтерской отчетности при условии передачи ему полномочий руководителя.
Передача права подписи первичных документов, регистров учета и иных документов
Первичные учетные документы подписывает лицо (лица), совершившее (совершившие) сделку, операцию и ответственное (ответственные) за ее оформление, либо лицо (лица), ответственное (ответственные) за оформление свершившегося события, с указанием их должности, фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц (пп.пп. 6, 7 ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
Регистры бухгалтерского учета подписывает также лицо, ответственное за их ведение (пп.пп. 6, 7 ч. 4 ст. 10 Закона N 402-ФЗ).
Таким образом, право подписи возникает у самозанятого лица, оказывающего услуги по ведению бухгалтерского учета, в случае, если договором будет предусмотрено оформление и ведение указанных документов непосредственно самозанятым.
Поскольку ведение бухгалтерского учета заключается в формировании документированной систематизированной информации об объектах учета, то перечень первичных документов, которые могут подписываться на основании договора на ведение бухгалтерского учета и доверенности, выданной на основании такого договора, ограничивается только теми документами, которые не порождают прав и обязанностей организации - заказчика услуг.
Так, доверенность, выданная сотруднику организации-исполнителя по договору на ведение бухгалтерского учета, не распространяется, в частности, на следующие документы:
- акты сверок с контрагентами (как документы, на основании которых может признаваться задолженность);
- кадровые документы;
- кассовые и банковские документы;
- доверенности на получение ценностей.
Право подписи указанных документов, на наш взгляд, может быть передано на основании отдельной доверенности.
Отдельно остановимся на передаче права подписи кассовых документов.
Согласно п. 4.2 Указания N 3210-У кассовые документы оформляются, в частности:
- главным бухгалтером;
- бухгалтером или иным должностным лицом (в том числе кассиром), определенным в распорядительном документе, или физическим лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (далее - бухгалтер);
- руководителем (при отсутствии главного бухгалтера и бухгалтера).
Таким образом, правом ведения кассовых операций, а также подписания кассовых документов, по сути, может быть наделено любое уполномоченное на то лицо.
Следует отметить, что ни в Указании N 3210-У, ни в каких-либо других документах Банка России не разъясняется, кто вправе уполномочить работника юридического лица выполнять функции руководителя (вести кассовые операции, подписывать кассовые документы) и каким документом это должно оформляться. Законом N 402-ФЗ не разъяснен порядок проставления подписи и перечень должностных лиц, уполномоченных на подписание первичных документов.
Поэтому руководитель организации-заказчика может утвердить такой список (ч. 1 ст. 7 и ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
Отметим, что руководитель организации может передать часть своих полномочий (в частности, право подписи первичных документов) другому лицу.
В этой связи и с учетом всего сказанного выше полагаем, что в рассматриваемом случае руководитель организации-заказчика может возложить обязанности по подписанию кассовых документов на самозанятое лицо. При этом указание на поручение подписывать кассовые документы должно быть отдельно указано в договоре на ведение бухгалтерского учета.
Оформление подписи уполномоченного лица
В налоговой декларации, расчете при представлении их уполномоченным лицом указывается основание представительства:
- наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета)) (п. 5 ст. 80 НК РФ).
Начиная с 2007 года в формах налоговых деклараций не требуется подписи главного бухгалтера. При подтверждении достоверности и полноты сведений, указанных в представляемой декларации налогоплательщиком-организацией, на титульном листе ставится подпись руководителя организации либо уполномоченного им лица.
Отметим, что и в бухгалтерской отчетности также предусмотрена только подпись руководителя.
Поэтому для подписания самозанятым лицом налоговой и бухгалтерской отчетности такое лицо должно быть наделено правом подписи за руководителя организации.
Первичные учетные документы подписываются лицами (ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ):
- совершившими сделку, операцию и ответственными за правильность их оформления;
- ответственными за правильность оформления совершившегося события.
Закон N 402-ФЗ не содержит перечня должностей лиц, уполномоченных подписывать первичные документы. Исходя из ч. 1 ст. 7 и ст. 9 Закона N 402-ФЗ руководителем экономического субъекта определяется также состав первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни экономического субъекта, и перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов. При этом формы первичных учетных документов утверждаются учетной политикой экономического субъекта (четвертый абзац п. 4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации").
Соответственно, если в формах первичных учетных документов организации предусмотрена подпись главного бухгалтера, то в этом случае по указанной строке достаточно проставить подпись самозанятого лица при условии передачи ему полномочий на подписание документов за главного бухгалтера, а также необходимо будет указать реквизиты доверенности.
Если в реквизите подписи формы первичного документа не указана должность лица, обязанного подписывать документ, то в этом случае самозанятое лицо, расписываясь в таком документе, должно указать должность, которая указана в доверенности, исполнение полномочий которых возложено на это лицо.
В отношении счетов-фактур отметим, что налоговым законодательством предусмотрена возможность подписания счета-фактуры не только руководителем и главным бухгалтером организации, но и иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации (п. 6 ст. 169 НК РФ).
В строках "Руководитель организации или иное уполномоченное лицо" и "Главный бухгалтер или иное уполномоченное лицо" достаточно проставить подписи уполномоченных лиц и указать их фамилии и инициалы. Возможно также указание дополнительных реквизитов (сведений), в том числе реквизитов доверенности.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Титова Елена
Ответ прошел контроль качества
22 декабря 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним