Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
21.01.2021
- Бюджетное учреждение переплатило пени поставщику за нарушение условий договора (КВР 853 КОСГУ 293 КФО 2). В то же время у учреждения с указанным поставщиком продолжаются расчеты по расходам за электроэнергию в рамках КФО 4.
На какой счет следует зачесть переплату пени (206 23 или 302 23)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Действующая инструкция по бухгалтерскому учету не содержит бухгалтерских записей для осуществления указанного в вопросе зачета. Следовательно, применяемые для рассматриваемой ситуации корреспонденции счетов бюджетному учреждению следует разработать самостоятельно и согласовать в порядке, предусмотренном п. 4 Инструкции N 174н. При разработке схемы корреспонденции за основу может быть использован порядок, предусмотренный п. 110 Инструкции N 174н. При выборе между счетом 4 302 23 и 4 206 23 при зачете задолженности, по нашему мнению, следует исходить из того, на каком счете в момент проведения зачета учитывается задолженность учреждения.
Обоснование вывода:
В первую очередь отметим, что Инструкция N 174н не содержит бухгалтерских записей по зачету дебиторской задолженности по расходам от переплаты пеней на счета расчетов (авансовых платежей) по оплате электроэнергии. Кроме того, ситуация усложняется тем, что расчеты производятся за счет разных КФО.
Действующей методологией бухгалтерского учета не предусмотрена возможность отражения на счете 302 93 дебиторской задолженности, при этом положениями Инструкции N 157н также не предусмотрен счет для отражения авансовых платежей по оплате пеней (206 93). Следовательно, учреждение не может учесть указанную задолженность на соответствующем счете и в случае возврата дебиторской задолженности контрагентом использовать бухгалтерские записи, предусмотренные абзацем 3 п. 98 Инструкция N 174н. Полагаем, в такой ситуации при образовании дебиторской задолженности, ее целесообразно учесть с использованием счета 209 34 "Расчеты по доходам от компенсации затрат", при этом Инструкция N 174н также не содержит бухгалтерских записей по увеличению дебиторской задолженности на указанном счете в случае осуществления переплаты пеней.
Таким образом, применяемые для рассматриваемой ситуации корреспонденции счетов бюджетному учреждению следует разработать самостоятельно и согласовать в порядке, предусмотренном п. 4 Инструкции N 174н. При разработке схемы корреспонденции за основу может быть использован порядок, предусмотренный п. 110 Инструкции N 174н, который используется для отражения уменьшения расчетов с дебиторами по доходам прекращением встречного требования зачетом при принятии решения об удержании суммы начисленных штрафных санкций путем выплаты исполнителю контракта суммы, уменьшенной на сумму неустойки, в части обязательств, принятых за счет источника финансового обеспечения, отличного от приносящей доход деятельности.
Если принято решение о зачете средств, то при переносе задолженности между КФО в соответствии с указанным порядком на конец года останутся незакрытые расчеты в рамках КФО 2 и 4 по счету 304 06. При этом если у учреждения существует обязанность оплачивать электроэнергию именно за счет КФО 4, в таком случае считаем возможным также откорректировать остаток на лицевом счете с использованием счета 304 06, а именно переводом средств на лицевом счете с КФО 4 на КФО 2, так, как если бы услуги электроснабжения изначально были оплачены по КФО 4. Отметим, что операции со средствами, полученными бюджетным учреждением в рамках приносящей доход деятельности, подлежат отражению на лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами бюджетных учреждений, открытом ему в финансовом органе (код счета 20) в соответствии с пп. "а" п. 5, п. 8.2 Порядка открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 N 21н. Следовательно учреждению нет необходимости в оформлении какого-либо платежного документа между КФО.
Вместе с тем учреждением может быть принято решение не осуществлять корректировку средств на лицевом счете, в таком случае сформированные остатки на счете 304 06, по нашему мнению, могут быть закрыты с использованием счетов 401 20 273 и 401 10 173, однако учитывая, что порядок закрытия счета 304 06 прямо не предусмотрен положениями Инструкция N 174н, детальный порядок следует согласовать в соответствии с п. 4 Инструкции N 174н и утвердить в рамках формирования учетной политики.
При выборе между счетом 4 302 23 и 4 206 23 при зачете задолженности, по нашему мнению, следует исходить из того, на каком счете в момент проведения зачета учитывается задолженность учреждения. Иными словами, если на дату проведения зачета у учреждения учитывается дебиторская задолженность перед контрагентом в сумме перечисленных авансовых платежей, то и зачет целесообразно сделать на счет учета авансовых платежей. Кроме того, подобный зачет задолженности следует осуществлять на основании двустороннего документа, оформленного между учреждением и контрагентом. Следовательно, вопрос о выборе счета для осуществления зачета может также быть согласован в рамках указанного документа, это обусловлено в частности тем, что учреждением может быть одновременно заключено несколько договоров, и в момент проведения зачета по разным договорам может быть как кредиторская задолженность, так и дебиторская.
На основании изложенного рассматриваемая ситуация может быть отражена в бухгалтерском учете бюджетного учреждения следующим образом:
1. Дебет 2 209 34 134 Кредит 2 201 11 610,
с одновременным увеличением забалансового счета 18 (853 КВР, 293 КОСГУ)
- отражена дебиторская задолженность в результате переплаты пеней;
2. Дебет 2 304 06 83Х Кредит 2 209 34 134,
Дебет 4 302 23 83Х (4 206 23 56Х) Кредит 4 304 06 73Х
- отражен зачет дебиторской задолженности от переплаты пеней на счета расчетов (авансовых платежей) по оплате электроэнергии;
3. Дебет 4 304 06 83Х Кредит 4 201 11 610,
с одновременным увеличением забалансового счета 18 (244 КВР, 223 КОСГУ),
Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 304 06 73Х,
с одновременным увеличением забалансового счета 17 (853 КВР, 293 КОСГУ)
- отражен перевод средств между КФО.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Роман
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина
24 декабря 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним