Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
22.01.2021
- Как в учете бюджетного учреждения - участника пилотного проекта ФСС России отразить возмещение от ФСС России расходов на приобретение специальной одежды, осуществляемых в рамках предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников? Какие нужно оформить бухгалтерские записи, в том числе по счетам санкционирования?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Компенсация от ФСС расходов на проведение обязательных периодических медицинских осмотров отражается в учете бюджетного учреждения в качестве доходной операции по КФО 2 по статье аналитической группы подвида доходов бюджетов 130 и подстатье 134 КОСГУ с применением счета 2 209 34 000 "Расчеты по доходам от компенсации затрат".
Обоснование вывода:
В соответствии с пп.пп. "е" и "г" п. 3 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты России от 10.12.2012 N 580н, финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат расходы страхователя на проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также приобретение им средств индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
Оплата предупредительных мер осуществляется страхователем за счет собственных средств с последующим возмещением за счет средств бюджета ФСС произведенных страхователем расходов в пределах суммы, согласованной с территориальным органом ФСС на эти цели (п. 3 Положения об особенностях возмещения расходов страхователя в 2012-2020 годах на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 N 294).
Таким образом, расходы, осуществляемые в рамках предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, в учреждении осуществляются за счет собственных средств, а не в рамках взаиморасчетов с ФСС. В связи с этим данные расходы будут являться для учреждения обычной закупкой.
По вопросу правомерности оплаты расходов на приобретение специальной одежды за счет средств ОМС отметим следующее. В соответствии с ч. 7 ст. 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" расходы на приобретение мягкого инвентаря включены в тариф на оплату медицинской помощи за счет средств ОМС в рамках базовой программы ОМС. Специальная одежда, согласно п. 118 Инструкции N 157н, для целей бухгалтерского учета является мягким инвентарем.
Так, расходы по оплате договоров на приобретение мягкого инвентаря, в том числе имущества, функционально ориентированного на охрану труда и технику безопасности, гражданскую оборону (специальной одежды, специальной обуви и предохранительных приспособлений (комбинезонов, костюмов, курток, брюк, халатов, полушубков, тулупов, различной обуви, рукавиц, очков, шлемов, противогазов, респираторов, других видов специальной одежды)) относятся на КОСГУ 345 "Увеличение стоимости мягкого инвентаря" (п. 11.4.5 Порядка N 209н).
Таким образом, приобретение спецодежды в учете бюджетного учреждения отражается следующими бухгалтерскими записями:
1. Дебет 7 506 10 345 Кредит 7 502 11 345
- принято обязательство на основании договора на приобретение специальной одежды;
2. Дебет 7 105 Х5 345 Кредит 7 302 34 73Х
- на основании документов поставщика отражено поступление специальной одежды;
3. Дебет 7 502 11 345 Кредит 7 502 12 345
- принято денежное обязательство на основании товарной накладной;
4. Дебет 7 302 34 83Х Кредит 7 201 11 610,
Одновременно увеличение забалансового счета 18 (КВР 244, КОСГУ 345)
- перечислена оплата поставщику.
Под восстановлением кассового расхода понимается поступление денежных средств, направленное на компенсацию конкретных расходов, от того контрагента, которому такая выплата была произведена ранее. В рассматриваемой ситуации учреждение приобретает специальную одежду у одной организации (у поставщика), а возмещение поступает от другой (ФСС). Следовательно, данная ситуация не может рассматриваться как восстановление расходов с поступлением средств на подстатью 345 КОСГУ.
Как уже было отмечено ранее, расходы в рамках предупредительных мер осуществляются не в рамках взаиморасчетов с ФСС. Следовательно, отражать поступление компенсации по подстатье 213 КОСГУ также не корректно.
Поступление на лицевой счет бюджетного учреждения от ФСС суммы возмещения затрат подлежит отражению в учете бюджетного учреждения в качестве доходной операции в составе собственных доходов учреждения с отражением по КФО 2 и относится к компенсации расходов, понесенных учреждением в связи с реализацией требований, установленных законодательством Российской Федерации. Для учета расчетов по компенсации затрат предназначен счет 0 209 30 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам" (п. 220, п. 221 Инструкции N 157н, п. 107 Инструкции N 174н). В соответствии с положениями письма Минфина России от 26.12.2019 N 02-05-10/102478, возмещение этих расходов ФСС должно отражаться по статье аналитической группы подвида доходов бюджетов 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат" и подстатье 134 "Доходы от компенсации затрат" КОСГУ.
Согласно положениям Инструкции N 174н в рассматриваемой ситуации факт начисления доходов от компенсации затрат бюджетного учреждения, а также последующее поступление средств на лицевой счет от ФСС РФ отражаются следующими бухгалтерскими записями:
1. Дебет 2 507 10 134 Кредит 2 504 10 134
- отражена плановая сумма доходов;
2. Дебет 2 209 34 561 Кредит 2 401 10 134
- отражено начисление доходов от компенсации затрат бюджетного учреждения на приобретение специальной одежды за счет ФСС;
3. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 209 34 661
Одновременно увеличение забалансового счета 17 (130 АнКВД, 134 КОСГУ)
- отражено поступление на лицевой счет бюджетного учреждения средств возмещения расходов учреждения от ФСС;
4. Дебет 2 508 10 134 Кредит 2 507 10 134
- отражено исполнение Плана ФХД по доходам.
Компенсация ФСС РФ произведенных бюджетным учреждением ранее расходов поступает в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения. В дальнейшем данными денежными средствами учреждение может распорядиться по своему усмотрению, в том числе направить их на исполнение обязательств в рамках ОМС.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Толмачева Татьяна
Ответ прошел контроль качества
23 декабря 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним