Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
26.01.2021
- Автономное учреждение дополнительного образования оформило кредит в коммерческом банке для погашения задолженности перед физическими лицами за путевки (услуга не была оказана из-за пандемии). Заемные средства поступили на расчетный счет в кредитной организации.
Как в бухгалтерском учете (с аналитикой по КВР, КИФ и КОСГУ) и Плане ФХД отразить:
- поступление и возврат основного долга, уплату процентов за пользование кредитом;
- поступление заемных средств на расчетный счет;
- снятие денежных средств в кассу учреждения и выдача физическим лицам?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. В бухгалтерском учете автономного учреждения расчеты по кредиту следует отразить с применением счета 2 301 14 000 "Расчеты по заимствованиям, не являющимся государственным (муниципальным) долгом" по АнКВИ 710, 810 и статьям 710 и 810 КОСГУ соответственно. Расходы по погашению процентов по кредиту отражаются по КВР 853 в увязке с подстатьей 233 КОСГУ. Поступление заемных средств на расчетный счет, а затем в кассу учреждения оформляется с использованием счетов 2 201 21 000 "Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации", 2 201 34 000 "Касса". Учет расчетов по возврату денежных средств физическим лицам ведется на счете 2 205 31 000 "Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)".
2. Отражение в Плане ФХД информации о получении заемных средств и выплатах, связанных с возвратом и обслуживанием кредита, а также информации об изменении объемов планируемых поступлений необходимо согласовать с учредителем.
Обоснование вывода:
1. Ни гражданское законодательство, ни Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" не ограничивают права автономных учреждений на получение кредитов и займов.
Поступление средств полученных кредитов (займов), а также осуществляемые за счет этих средств расходы отражаются в плановых документах в составе доходов и расходов по приносящей доход деятельности (смотрите, в частности, п. 127 Инструкции N 183н). Погашение основного долга, уплата процентов, штрафов и пеней, начисленных по полученным учреждением займам (кредитам), по общему правилу подлежат уплате за счет средств КФО 2.
В конкретном случае автономным учреждением получен кредит в рублях на расчетный счет, открытый в кредитной организации. Расчеты по данным операциям следует отражать с применением счета 2 301 14 000 "Расчеты по заимствованиям, не являющимся государственным (муниципальным) долгом".
Операции по увеличению внутренних долговых обязательств, принятых автономными учреждениями, в валюте РФ относятся на статью 710 "Увеличение внутренних долговых обязательств" аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов (далее - АнКВИ) и статью 710 "Увеличение задолженности по внутренним привлеченным заимствованиям" КОСГУ (п. 62.6.1 Порядка N 85н, пп. 15.1. п. 15 Порядка N 209н). Соответственно, расходы на погашение внутреннего долгового обязательства учреждения (основного долга) следует отражать с использованием статьи 810 "Уменьшение внутренних долговых обязательств" АнКВИ и статьи 810 "Уменьшение задолженности по внутренним привлеченным заимствованиям" КОСГУ (п. 62.7.1 Порядка N 85н, пп. 16.1 п. 16 Порядка N 209н). Расходы учреждения по погашению процентов по кредиту отражаются по элементу вида расходов 853 "Уплата иных платежей" в увязке с подстатьей 233 "Обслуживание долговых обязательств учреждений" КОСГУ (п. 48.8.5.3 Порядка N 85н, пп. 10.3.3 п. 10 Порядка N 209н).
Получение наличных денежных средств в кассу автономного учреждения со счета в кредитной организации отражается по дебету счета 0 201 34 000 "Касса" в корреспонденции с кредитом счета 0 201 21 000 "Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации" (п. 78 Инструкции N 183н).
Реализация путевок учреждением физическим лицам является приносящей доход деятельностью. Доходы, полученные автономным учреждением от оказания платных услуг (реализации путевок), относятся на статью 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат" аналитической группы подвида доходов бюджетов и подстатью 131 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" КОСГУ (п. 12.1.3 Порядка N 85н, пп. 9.3.1 п. 9 Порядка N 209н).
Учет расчетов по доходам от оказания платных услуг ведется на счете 2 205 31 000 "Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)". Начисление доходов за оказание платных услуг отражается по дебету счета 2 205 31 560 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг (работ)" и кредиту счета 2 401 10 131 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" (п.п. 96, 178 Инструкции N 183н). Так как в данном случае услуга была еще не оказана, в учете учреждения числилась дебиторская задолженность по счету 205 31. Возврат из кассы учреждения излишне полученных доходов отражается по дебету счета 2 205 31 560 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг (работ)" и кредиту счета 2 201 34 000 "Касса" (п.п. 88, 96 Инструкции N 183н).
Таким образом, в бухгалтерском учете автономного учреждения рассматриваемая в вопросе хозяйственная ситуация может быть отражена следующими корреспонденциями счетов:
1. Дебет 2 201 21 510 (увеличение забалансового счета 17, АнКВИ 710, КОСГУ 710) Кредит 2 301 14 710
- отражено поступление кредита на счет в кредитной организации;
2. Дебет 2 201 34 510 (увеличение забалансового счета 17, АнКВИ 510, КОСГУ 510) Кредит 2 201 21 610 (увеличение забалансового счета 18, АнКВИ 610, КОСГУ 610)
- отражено поступление кредитных средств с расчетного счета в кассу учреждения;
3. Дебет 2 205 31 567 Кредит 2 201 34 610 (увеличение забалансового счета 18, АнКВД 130, КОСГУ 131)
- денежные средства выданы из кассы;
4. Дебет 2 401 20 233 Кредит 2 301 14 710
- начислена сумма процентов по кредиту;
5. Дебет 2 301 14 810 Кредит 2 201 21 610 (увеличение забалансового счета 18, АнКВИ 810, КОСГУ 810)
- отражено погашение суммы основного долга;
6. Дебет 2 301 14 810 Кредит 2 201 21 610 (увеличение забалансового счета 18, КВР 853, КОСГУ 233)
- отражено перечисление процентов.
2. Общие требования к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (далее - План ФХД) утверждены приказом Минфина России от 31.08.2018 N 186н (далее - Требования N 186н). При составлении и утверждении Плана ФХД учреждению следует руководствуется порядком, утвержденным органом исполнительной власти (органом местного самоуправления), осуществляющим функции и полномочия учредителя (далее - учредитель) (п. 2 Требований N 186н).
Требованиями N 186н не установлен порядок отражения в Плане ФХД кредитов, полученных (погашенных) учреждением, однако такой порядок может быть предусмотрен учредителем*(1). При отсутствии каких-либо дополнительных требований к показателям Плана ФХД, а также к их детализации, установленных учредителем, отражение плановых показателей по поступлению привлеченных учреждением заемных средств (кредитов) не является обязательным.
Вместе с тем заемные средства привлекаются учреждением для того, чтобы осуществить необходимые расходы. Планируемые расходы должны быть обеспечены соответствующими поступлениями. Соответственно, получение кредита следует рассматривать как источник финансирования дефицита средств учреждения. Иными словами, если автономное учреждение взяло кредит, то получение этих средств и их расходование следует отразить в Плане ФХД.
Плановый показатель по привлечению заемных средств может найти отражение в Разделе 1 "Поступления и выплаты" Плана ФХД в составе прочих поступлений по строке 1980, в том числе путем ее детализации и выделения дополнительной строки (например, строка 1982). Прочие поступления, отражаемые в Плане ФХД по строке 1980, не относятся к доходам учреждения и отражаются по кодам аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов классификации источников финансирования дефицитов бюджетов (Примечание 3 к Требованиям N 186н). Поскольку возникновение у учреждения внутреннего долгового обязательства в результате получения кредита отражается в бухгалтерском учете с применением кода АнКВИ 710 и статьи 710 КОСГУ, в целях сбалансированности показателей Плана ФХД вполне обоснованно отражение планового показателя по поступлению заемных средств по отдельной строке 198Х в составе прочих поступлений, детализирующих строку 1980.
Следует отметить, что включение показателя по строке 1980 в состав показателя по строке 1000 "Доходы" также прямо не установлено Требованиями N 186н. По строкам 1100-1900 отражаются доходы с детализацией по кодам аналитической группы подвида доходов бюджетов классификации доходов бюджетов (Примечание 3 к Требованиям N 186н), в то время как прочие поступления по строке 1980 не относятся к доходам учреждения и отражаются по кодам АнКВИ. Если строка 1980 включается в показатель по строке 1000, в данной строке будут отражены не только доходы, но и прочие поступления.
В свою очередь, плановые показатели по возврату заемных средств учреждением в размере основного долга (возврат кредита) могут найти отражение в Разделе 1 "Поступления и выплаты" Плана ФХД в составе прочих выплат по строке 4000, в том числе путем ее детализации и выделения дополнительной строки (например, строка 4020), с указанием АнКВИ 810 и статьи 810 КОСГУ.
Также при формировании плановых показателей по строке 2000 "Расходы, всего" в Разделе 1 "Поступления и выплаты" Плана ФХД следует предусмотреть расходы учреждения по погашению процентов по долговому обязательству. Такие расходы отражаются в Плане ФХД в составе показателей строки 2330.
Поскольку План ФХД составляется в порядке, установленном учредителем, отражение в Плане ФХД информации о получении заемных средств и выплатах, связанных с возвратом и обслуживанием кредита, необходимо согласовать с учредителем.
Относительно отражения возврата ранее полученных доходов в Плане ФХД отметим следующее.
Пунктом 12 Требований N 186н установлены случаи, при которых должно осуществляться изменение показателей Плана ФХД. Кроме того, есть ситуации, когда учреждение по решению органа - учредителя вправе осуществлять внесение изменений в показатели Плана ФХД без внесения изменений в обоснования (расчеты) плановых показателей поступлений и выплат исходя из информации, содержащейся в документах, являющихся основанием для поступления денежных средств или осуществления выплат, ранее не включенных в показатели Плана ФХД (п. 15 Требований N 186н).
Формально рассматриваемая в вопросе ситуация прямо не подходит ни под один из случаев, перечисленных в п.п. 12, 15 Требований N 186н. В то же время сложившаяся ситуация непосредственно связана с изменением объема услуг, предоставляемых за плату, что является одной из причин для внесения изменений в План ФХД. Так как требования к составлению Плана ФХД устанавливает учредитель, то вполне вероятно, что возвраты денежных средств физическим лицам вследствие неоказания услуг могут уменьшить показатель плановых поступлений по доходам. Поэтому решение об изменении объемов планируемых поступлений целесообразно согласовать с учредителем.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга
Ответ прошел контроль качества
11 января 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Следует отметить, что отражение полученных кредитов в качестве прочих поступлений предусмотрено новым Порядком составления и ведения планов финансово-хозяйственной деятельности федеральных бюджетных и автономных учреждений, утвержденным приказом Минфина России от 17.08.2020 N 168н, который будет применяться при формировании Планов ФХД начиная с планов на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним