Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бухучет и отчетность
-
28.01.2021
- Организация установила в служебные автомобили видеорегистраторы. Автомобили ранее приняты к бухгалтерскому учету и введены в эксплуатацию. Стоимость каждого видеорегистратора - 38 100 руб. (без НДС), услуги по его установке составили 10 000 руб. По одному видеорегистратору услуги по его установке оформлены в виде отдельного УПД, а по другому указаны (выделены) в документе о поставке.
Как учесть вышеуказанные затраты в бухгалтерском и налоговом учете? Нужно ли их включать в первоначальную стоимость автомобиля?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Установка видеорегистратора не является модернизацией автомобиля, поэтому стоимость покупки и установки видеорегистратора не увеличивает первоначальную стоимость автомобиля.
В налоговом учете расходы на видеорегистратор включаются в состав материальных затрат, а в бухгалтерском учете признаются в составе фактических затрат организации на приобретение отдельного основного средства.
Обоснование позиции:
Стоимость видеорегистратора не включают в первоначальную стоимость автомобиля
Согласно п. 2 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основных средств может меняться в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.
При этом к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.
В связи с этим, по нашему мнению, установка видеорегистратора не является модернизацией автомобиля, так как он не приобретает новые качества и не улучшает эксплуатационных характеристик. Поэтому нет необходимости включать расходы на покупку и установку видеорегистратора в первоначальную стоимость ранее введенного в эксплуатацию автомобиля.
В бухгалтерском учете понятие модернизации объектов ОС не определено. Поэтому для целей бухучета используется понятие модернизации ОС из п. 2 ст. 257 НК РФ. В связи с чем расходы на покупку и установку видеорегистратора в бухгалтерском учете также не относятся к модернизации и не увеличивают первоначальную стоимость ранее принятого к учету автомобиля.
Налог на прибыль
Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ под основными средствами в целях расчета налога на прибыль понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 100 000 руб.
В рассматриваемой ситуации стоимость видеорегистратора с учетом стоимости услуг по его установке не превышает 100 000 руб. Поэтому расходы на него можно учесть в составе материальных расходов.
Организация вправе самостоятельно определить порядок списания таких затрат с учетом срока использования и других экономических показателей. Например, единовременно или равномерно в течение нескольких отчетных периодов (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК).
Бухгалтерский учет
Согласно п. 4 и абзацу 4 п. 5 ПБУ 6/01 актив признается ОС, если:
- предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
- предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
- способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;
- стоимость более 40 000 руб. за единицу;
- организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта.
При этом согласно п.п. 7, 8 ПБУ 6/01 в первоначальную стоимость ОС включается сумма фактических затрат организации на приобретение ОС, в том числе суммы, уплачиваемые за приведение объекта в состояние, пригодное для использования.
В отношении видеорегистраторов эти условия выполняются, ведь их первоначальная стоимость составляет 48 100 руб (38 100 руб. (стоимость видеорегистратора) + 10 000 руб. (стоимость его установки)). При этом не имеет значения, что по одному видеорегистратору услуги по его установке оформлены в отдельном УПД, а по другому указаны в документе о поставке. Причем видеорегистратор способен выполнять свои функции самостоятельно (например, может быть использован на другом автомобиле), следовательно, может быть учтен в качестве отдельного инвентарного объекта (п. 6 ПБУ 6/01, смотрите также письмо Минфина России от 18.11.2016 N 03-03-06/1/67863).
Поэтому видеорегистраторы следует отразить в бухгалтерском учете как отдельные объекты основных средств и списывать их стоимость посредством начисления амортизации.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Учет приобретения основных средств за плату;
- Энциклопедия решений. Изменение первоначальной стоимости основного средства в целях налогообложения прибыли (в случаях модернизации, реконструкции и пр.);
- Энциклопедия решений. Материальные расходы в целях налогообложения прибыли;
- Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет "малоценных" основных средств;
- Вопрос: Организация применяет общую систему налогообложения (доходы и расходы признаются методом начисления). Организацией 20.11.2018 был приобретен автомобиль. 21.11.2018 автомобиль поставили на учет, получили госномера и ввели автомобиль в эксплуатацию. Также 21.11.2018 на автомобиль были куплены чехлы и коврики. Приобретенные 21.11.2018 чехлы и коврики были переданы в эксплуатацию 30.11.2018. 30.11.2018 на автомобиль были установлены видеорегистратор, камера заднего вида, подкрылки с шумоизоляцией, а также затонированы стекла. Как учесть вышеуказанные затраты в бухгалтерском и налоговом учете? Нужно ли их включить в стоимость автомобиля? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2018 г.)
- Вопрос: В рамках дооборудования автомобиля были осуществлены следующие виды работ: - антикоррозийная обработка днища; - установка блока увеличения мощности ДВС; - установка сигнализации; - установка видеорегистратора; - установка замка АКПП; - бронирование стекол и пр. Указанные работы были осуществлены одновременно с вводом автомобиля в эксплуатацию. Каков порядок учета расходов на приобретение дополнительного оборудования на автомобиль в бухгалтерском и в налоговом учете? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2017 г.)
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Савина Елена
Ответ прошел контроль качества
11 января 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним