Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

29.01.2021
ВОПРОС:
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик может однократно продлить срок выполнения работ по контракту. Если этот срок продлен по вине подрядчика, должен ли заказчик выставить ему неустойку?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если подрядчиком допущено нарушение промежуточных сроков выполнения работ, заказчик не только вправе, но и обязан выставить требование об уплате неустойки до подписания соглашения о продлении сроков исполнения контракта.
После подписания дополнительного соглашения основания для предъявления требований об уплате неустойки могут возникнуть только в будущем.

Обоснование вывода:
Пункт 9 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) предусматривает возможность однократного изменения срока исполнения контракта в случае невозможности выполнения работ на прежних условиях вследствие независящих от сторон обстоятельств или по вине подрядчика. В указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений. Для изменения контракта в случае его неисполнения в срок по вине подрядчика предусмотрено дополнительное условие: отсутствие неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с законом, предоставления подрядчиком в соответствии с Законом N 44-ФЗ обеспечения исполнения контракта.
В связи с этим необходимо учитывать следующее.
Во-первых, Законом N 44-ФЗ не установлены конкретные сроки для заключения соглашения о продлении сроков исполнения контракта на основании п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Из буквального прочтения указаний п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ следует, что заключение данного соглашения возможно, если контракт не исполнен в установленный им срок, причем при наличии вины подрядчика - только при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с Законом N 44-ФЗ, которые также могут быть предъявлены в полном объеме после окончания срока выполнения работ. То есть получается, что соглашение о продлении срока выполнения работ по вышеназванному контракту можно заключить только после окончания срока выполнения работ либо в последний день, когда станет очевидно, что контракт уже не исполнен в изначально установленный им срок.
Однако, по нашему мнению, буквальное прочтение приведенной нормы делает ее реализацию на практике чрезвычайно затруднительной, а в некоторых ситуациях противоречащей логике хозяйственной деятельности.
Дело в том, что п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ устанавливает условием изменения контракта, помимо прочего, невозможность исполнения контракта в установленный срок по независящим от сторон обстоятельствам, влекущим в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Как представляется очевидным, внесение изменений в проектную документацию практически всегда означает изменение видов (состава) и объемов работ по контракту, в то время как п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ предусматривает изменение только срока исполнения контракта, но не видов и объемов работ. Изменение видов и объемов работ по контракту предусмотрено иными нормами - пп. "в" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, который может применяться, только если возможность его применения предусмотрена документацией о закупке, и п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, который применяется только к долгосрочным особо финансово значимым контрактам на выполнение строительных работ и сам по себе предусматривает возможность изменения и видов и объемов работ и срока исполнения контракта. Получается, что если при исполнении контракта выявляется необходимость внесения изменений в проектную документацию, влекущих невозможность исполнения работ по контракту в изначально установленный контрактом срок, стороны контракта должны сперва подписать соглашение об изменении видов и объемов работ на основании пп. "в" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, а затем уже - соглашение об изменении срока исполнения контракта на основании п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. При этом если стороны не согласуют новые сроки выполнения работ на момент внесения изменений в проектную документацию в части видов и объемов работ, то подрядчик должен будет выполнять работы в ином составе, что с большой долей вероятности подразумевает и иные сроки их выполнения. В результате подрядчик формально будет выполнять работы с просрочками и заказчик должен будет требовать от него уплаты пени (ч. 6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ), хотя в данном случае подрядчик не должен нести ответственность в силу ст. 401, п. 1 ст. 716 ГК РФ, ч. 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.
На наш взгляд, в данном случае возможно применение норм гражданского законодательства по аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ). Так, согласно п. 3 ст. 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков. Полагаем, что логически должно быть верно и обратное - если в силу того, что выполнение работ, виды и объемы которых изменились по согласованию сторон, в изначально установленные сроки явно невозможно, а заказчик не согласовывает новые сроки их выполнения - подрядчик вправе отказаться от исполнения контракта (по аналогии со ст. 719 ГК РФ).
Поэтому, на наш взгляд, стороны, руководствуясь логикой и положениями гражданского законодательства, вправе заключить соглашение о продлении сроков исполнения контракта на основании п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в момент, когда станет очевидно, что работы, предусмотренные контрактом, не будут выполнены в срок и будет ясно, на какой срок в связи с этим требуется продлить срок исполнения контракта. При этом дожидаться истечения срока исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, не обязательно.
Однако должны подчеркнуть, что сказанное является только нашим экспертным мнением. Правоприменительная практика по данному вопросу еще не сложилась, а официальные разъяснения отсутствуют. Поэтому не исключено, что "досрочное" заключение соглашения на основании п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ будет признано неправомерным.
Во-вторых, и в том случае, если стороны "досрочно" заключают на основании п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ соглашение о продлении срока исполнения работ по контракту, требование об уплате подрядчиком неустойки может быть не лишено смысла. Дело в том, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы, но по согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Указанные в договоре подряда начальный, конечный и промежуточные сроки выполнения работы могут быть изменены в случаях и в порядке, предусмотренных договором (п. 1, п. 2 ст. 708 ГК РФ). Подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы (п. 1 ст. 708 ГК РФ).
Напомним, что в случае нарушения контрагентом предусмотренного контрактом срока выполнения работ заказчик обязан направить подрядчику требование об уплате пени (ч. 6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Исключить возникновение этой обязанности путем подписания какого-либо дополнительного соглашения к контракту (в том числе указанного в вопросе) стороны не могут.
Соответственно, если на момент принятия решения о продлении срока исполнения контракта подрядчиком допущены просрочки исполнения отдельных этапов выполнения работ, заказчик обязан направить ему требование об уплате соответствующей неустойки, а дополнительное соглашение об указанном продлении срока может быть подписано только после удовлетворения подрядчиком этого требования.
(Напомним, что в силу ч. 42.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ начисленные контрагенту, но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ. На основании данной нормы соответствующие Правила утверждены постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783.)
После же подписания соответствующего дополнительного соглашения, очевидно, следует руководствоваться указанием п. 1 ст. 453 ГК РФ, что при изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде. Иными словами, после подписания дополнительного соглашения контрактом будут предусмотрены иные сроки исполнения обязательств по нему, которые подрядчик может нарушить только в будущем.
Полагаем, что именно поэтому п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ содержит требование об уплате всех неустоек по контракту до продления сроков исполнения по нему на основании этого пункта.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Ответ прошел контроль качества

30 декабря 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики