Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

15.06.2012
ВОПРОС:
Подотчетное лицо приобрело за наличный расчет запасные части для ремонта оборудования у ИП, применяющего ЕНВД. К авансовому отчету приложена только накладная, заверенная печатью. ИНН индивидуального предпринимателя содержится на оттиске печати, проставленном на накладной.
Можно ли признать расходы на приобретение запасных частей при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций и в бухгалтерском учете?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы на приобретение запасных частей можно признать при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций и в бухгалтерском учете после их передачи для ремонта оборудования.

Обоснование вывода:
Согласно положениям Указаний по применению и заполнению унифицированной формы "Авансовый отчет" (форма N АО-1), утвержденных постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 N 55 (далее - Указания), авансовый отчет применяется для учета денежных средств, выданных подотчетным лицам на административно-хозяйственные расходы.
Подотчетное лицо обязано в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру, а при их отсутствии - руководителю авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами (п. 4.4 положения Банка России от 12.10.2011 N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации").
Из норм Указаний следует, что документами, подтверждающими произведенные расходы, могут являться командировочное удостоверение, квитанции, транспортные документы, чеки контрольно-кассовой техники (далее - ККТ), товарные чеки и другие оправдательные документы.
Договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара (ст. 493 ГК РФ).
Следует отметить, что согласно п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ (в том числе розничной торговли), могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения:
- наименование документа;
- порядковый номер документа, дату его выдачи;
- фамилию, имя, отчество индивидуального предпринимателя;
- идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный индивидуальному предпринимателю, выдавшему документ;
- наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
- сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
- должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.

Налог на прибыль организаций

В целях исчисления налога на прибыль организаций (далее - налог на прибыль) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ) (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат (п. 1 ст. 260 НК РФ).
По нашему мнению, в случае приобретения запасных частей у ИП, применяющего ЕНВД и осуществляющего наличные денежные расчеты без применения ККТ на основании п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, в качестве документа, подтверждающего произведенные подотчетным лицом расходы, может выступать выданная ИП накладная, оформленная надлежащим образом (с учетом требований п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ).
Аналогичной позиции придерживается Минфин России и налоговые органы (смотрите, например, письма Минфина России от 19.01.2010 N 03-03-06/4/2, от 18.10.2010 N 03-11-06/2/156, от 23.12.2010 N 03-01-15/9-264, УФНС России по г. Москве от 17.10.2011 N 16-15/100094@).
Как следует из норм п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, документ, подтверждающий прием денежных средств за товар (работу, услугу), должен содержать, в том числе, ИНН, присвоенный ИП, выдавшему документ. Поскольку нормы п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ не разъясняют порядка отражения в документе, подтверждающем прием денежных средств за товар (работу, услугу), указанного реквизита, а также не содержат каких-либо ограничений по порядку его отражения, считаем допустимым указание ИНН индивидуального предпринимателя в документе, подтверждающем прием денежных средств за товар (работу, услугу), путем проставления на накладной оттиска печати ИП.
Таким образом, организация вправе признать расходы на приобретение запасных частей при формировании налогооблагаемой прибыли, если указанные запасные части предназначены для ремонта оборудования, используемого в деятельности, направленной на получение дохода.

Бухгалтерский учет

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ (далее - Закон N 129-ФЗ)).
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, указанные в п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.
По нашему мнению, накладная, оформленная в соответствии с требованиями п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, содержит все обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.
Приобретенные организацией запасные части следует квалифицировать для целей бухгалтерского учета в качестве материалов (п. 2 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", п. 42 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н).
Списание подотчетных денежных сумм с сотрудника в бухгалтерском учете (с одновременным оприходованием приобретенных запасных частей) осуществляется после проверки и утверждения авансового отчета с приложенными к нему документами, подтверждающими произведенные расходы, руководителем или уполномоченным на это лицом (Указания).
Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества) (п. 2 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н (далее - ПБУ 10/99)).
Поскольку нормы законодательства, регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета, не содержат ограничений на признание в расходах стоимости приобретенных материалов, считаем, что организация в рассматриваемой ситуации вправе признать в бухгалтерском учете расходы на приобретение запасных частей в момент их отпуска на ремонт оборудования в качестве материальных расходов по обычным видам деятельности (п.п. 7, 8 ПБУ 10/99, п. 93 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Игнатьев Дмитрий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

29 мая 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики