Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

02.02.2021
ВОПРОС:
В конце 2019 года был заключен контракт на оказание транспортных услуг (предоставление автобусов для перевозки детей), действующий до 31 декабря 2020 года, а в части оплаты - до полного выполнения сторонами своих обязательств. Также в контракте указано, что истечение срока контракта не освобождает стороны от исполнения обязательств, возникших в период действия контракта, а также от ответственности за его нарушение. Услуги согласно условию контракта должны были оказываться по заявкам заказчика. Заказчик с момента заключения контракта не направил ни одной заявки: в 2020 году транспортные услуги заказчику не понадобились. Исполнитель отказался от расторжения контракта по соглашению сторон.
Является ли в указанных обстоятельствах контракт действующим? Имеет ли право заказчик отказаться от исполнения в одностороннем порядке? Как закрыть контракт в ЕИС? Может ли исполнитель предъявить претензию о том, что заказчик не делал заявки?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Приведенные формулировки о сроке действия обязательств по контракту, на наш взгляд, в рассматриваемой ситуации позволяют сделать вывод о прекращении действия этого контракта 31 декабря 2020 г. При указанных обстоятельствах совершать какие-либо дополнительные действия, которые бы свидетельствовали о том, что контракт прекратил свое действие, заказчику не нужно.
В рассматриваемой ситуации нельзя исключить судебные перспективы по вопросу о ненаправлении заказчиком заявок в период действия контракта.

Обоснование вывода:
Сразу отметим, что ни Гражданским кодексом РФ, ни основывающимся на его нормах Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона)), не установлены общие требования к сроку действия государственных (муниципальных) контрактов. Так, в ответе на вопрос 5 письма Минфина России от 20.08.2018 N 24-03-07/58931 указывается, что заказчик, исходя из своих потребностей, самостоятельно определяет и включает в контракт условие о сроке действия контракта. Контракт, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. В соответствии с п. 1 ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения, что, как правило, предшествует началу исполнения обязательств. Согласно п. 3 ст. 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства (ни одна норма Закона N 44-ФЗ не запрещает заказчику принимать исполнение по контракту по истечении срока его действия - письма Минэкономразвития РФ от 26.04.2016 N Д28и-1040, от 10.02.2015 N Д28и-175).
Из сказанного следует, что если контракт не предусматривает условия о прекращении обязательств по нему с окончанием срока его действия, предусмотренные им обязательства продолжают действовать. В рассматриваемом случае контракт содержит условие о сроке его действия - "до 31.12.2020, но до полного исполнения сторонами обязательств по контракту в части оплаты". Кроме того, в контракте указано, что истечение срока контракта не освобождает стороны от исполнения обязательств, возникших в период действия контракта, а также от ответственности за его нарушение. Совокупность указанных формулировок, на наш взгляд, позволяют сделать вывод о прекращении обязательств сторон по нему по окончании срока действия контракта - 31.12.2020 в случае отсутствия к этому времени неисполненных обязательств по оплате, а также иных обязательств сторон, возникших в ходе исполнения контракта.
В связи с этим, на наш взгляд, надлежит учитывать особенности исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг, исполнение которых согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ осуществляется по заданию заказчика (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность). Согласно п. 1 ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. При этом обязанность по оплате оказанных услуг (если договором не предусмотрена предварительная или поэтапная оплата услуг) возникает у заказчика после их фактического оказания при условии, что услуги оказаны надлежащим образом и в согласованный срок либо с согласия заказчика досрочно (ст. 783, п. 1 ст. 711 ГК РФ, пункт 8 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51).
По общему правилу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 ГК РФ). Сказанное в равной степени относится к исполнению обязательств, основанных на контрактах, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422, п. 4 ст. 421 ГК РФ). ГК РФ прямо предусматривает возможность заключения договора (в том числе оказания услуг), возникновение обязательств по которому обусловлено получением поставщиком заявки от исполнителя (смотрите, например, ст. 327.1, п. 1 ст. 791, п. 1 ст. 794 ГК РФ). Приведенные нормы согласуются с положениями ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, позволяющими определять цены единиц товаров, работ, услуг и максимальное значение цены контракта в том случае, если объем исполнения по контракту невозможно определить на момент его заключения, несмотря на общее правило о неизменности существенных условий контракта (ч.ч. 1, 2, 18 ст. 34, ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Соответственно, в том случае, когда в контракте определено, что количество товара, объем работ или услуг, подлежащих поставке, выполнению или оказанию в отдельные периоды в течение срока исполнения обязательств по контракту, определяются заявками заказчика, законные основания для понуждения заказчика к формированию таких заявок, в том числе в условиях отсутствия соответствующей потребности, отсутствуют. Сказанное, впрочем, не исключает вероятности обращения исполнителя в суд. При возникновении спора по вопросам, связанным с исполнением договора оказания услуг, окончательное решение может быть принято судом с учетом конкретных обстоятельств, исходя в том числе из толкования условий договора, заключенного сторонами (ст. 431 ГК РФ).
В рассматриваемой ситуации с учетом отсутствия заявок со стороны заказчика и, как следствие, каких бы то ни было обязательств заказчика по оплате, 31 декабря 2020 г. контракт прекратил свое действие. В специальном расторжении такой контракт не нуждается в силу того, что обязательства по нему уже прекращены (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.09.2010 N А33-910/2010, ФАС Северо-Кавказского округа от 22.06.2012 N Ф08-3213/12 и от 26.05.2010 N А63-18488/2009 (определением ВАС РФ от 01.10.2010 N ВАС-11358/10 отказано в передаче данного постановления для пересмотра в порядке надзора), ФАС Московского округа от 14.02.2013 N Ф05-16497/12 и от 05.12.2012 N Ф05-13506/12).
В целях информационного обеспечения контрактной системы в соответствии со ст. 103 Закона N 44-ФЗ ведется реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее также - реестр). Документы и информация, содержащиеся в реестре, перечислены в ч. 2 ст. 103 Закона N 44-ФЗ, п. 2 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084 (далее - Постановление N 1084) на основании ч. 6 ст. 103 Закона N 44-ФЗ. Порядок формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержден приказом Минфина России от 19 июля 2019 г. N 113н. Названные нормативные акты не содержат указаний в отношении документа, который заказчику следует направить для включения в реестр контрактов для отражения в нем ситуации - прекращение действия контракта без исполнения его сторонами. Рекомендуем обратиться за разъяснениями в Минфин России (п. 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 329, п.п. 1 и 2 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Срок действия и срок исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ;
- Вопрос: Необходимо ли документально оформлять расторжение контракта с неопределенным объемом, заключенного в соответствии с п. 24 ст. 22 Федерального закона N 44-ФЗ (то есть контракты, в которых присутствуют максимальное значение цены контракта и цена за единицу товара (работы, услуги)), если услуги по контракту оказаны не полном объеме и потребность в дальнейшем их исполнении отсутствует? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2020 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Ответ прошел контроль качества

19 января 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики