Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
02.02.2021
- В бюджетном учреждении сформирован резерв на оплату обязательств по поставке газа, предъявленных в адрес учреждения. Учреждение оспорило предъявленные претензии, приняло и подписало акты оказанных услуг (выполненных работ), акты сверки взаиморасчетов с разногласиями, не согласилось с указанными контрагентом объемами оказанных услуг. В ответ контрагент предполагал обратиться с иском в суд, но не сделал этого. В учетной политике учреждения указано, что резервы предстоящих расходов создаются на основании претензий, требований, актов. По истечении срока давности (три года) контрагент списал задолженность. Подтверждающим списание документом является акт сверки.
Можно ли списать резерв на основании акта сверки? Какими бухгалтерскими записями это оформить?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Списание неиспользованной суммы ранее сформированного резерва предстоящих расходов в случае прекращения выполнения условий признания резерва в данной ситуации отражается по дебету счета 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов" и кредиту счетов 0 109 00 000 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг", 0 401 20 200 "Расходы экономического субъекта".
Бюджетное учреждение может использовать акт сверки с контрагентом как подтверждающий документ списания резерва предстоящих расходов по обязательствам, закрепив данное положение в учетной политике. При этом факт хозяйственной жизни учреждения целесообразно закрепить решением профильной комиссии или юридической службы бюджетного учреждения.
Обоснование вывода:
Начиная с 2020 года порядок формирования резервов предстоящих расходов учреждений бюджетной сферы регулирует Стандарт "Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах". Методические рекомендации по применению данного стандарта (далее - Методические рекомендации) доведены письмом Минфина России от 05.08.2019 N 02-07-07/58716.
По обязательствам, не определенным по величине и (или) времени исполнения, которые возникают вследствие принятия обязательства (сделки, события, операции) и оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение учреждения, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств, учреждение должно формировать резервы предстоящих расходов в соответствии с п. 302.1 Инструкции N 157н. Резервы предстоящих расходов должны создаваться в том числе для отражения расходных обязательств, оспариваемых в судебном и внесудебном порядке (п. 302.1 Инструкции N 157н, п. 6 Стандарта "Резервы").
В учете бюджетного учреждения резерв признается в полной сумме претензионных требований и исков. Порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т.д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики (абзац 10 п. 302.1 Инструкции N 157н).
Для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения, по обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени исполнения, применяется счет 401 60 "Резервы предстоящих расходов" (п. 302.1 Инструкции N 157н, п. 160. 1 Приказа N 174н).
В рассматриваемой ситуации контрагент списал кредиторскую задолженность, по которой бюджетное учреждение создавало резерв предстоящих расходов на оплату обязательства по поставке газа, подтвердив отсутствие обязанности уплаты актом сверки.
По вопросу отражения в учете бюджетного учреждения списания созданного резерва отметим, что согласно п. 160. 1 Приказа N 174н списание неиспользованной суммы ранее сформированного резерва предстоящих расходов, за исключением резерва на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации, в случае прекращения выполнения условий признания резерва и (или) его избыточности, отражается по дебету счета 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов" и кредиту счетов 0 109 00 000 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг", 0 401 20 200 "Расходы экономического субъекта".
Вместе с тем Инструкции NN 157н, 174н, а также Стандарт "Резервы" не содержат положений, указывающих на конкретный документ, на основании которого может быть принято решение о списании неиспользованной суммы ранее сформированного резерва по обязательствам.
Отметим, что акт сверки расчетов отражает состояние взаимных расчетов между сторонами за определенный период, подтверждающий наличие или отсутствие задолженности одной из сторон, возникшей на основании первичных учетных документов. При этом в перечне форм учетной документации, применяемой государственными и муниципальными учреждениями (Приказ N 52н), он отсутствует. Акт сверки расчетов с контрагентом не является обязательным документом для участников гражданского оборота, и его составление не предусмотрено законодательством. Данный акт может быть составлен по форме, самостоятельно разработанной учреждением, и подписывается по соглашению сторон (письмо Минфина России от 30.08.2013 N 02-06-10/35811). При составлении акта сверки целесообразно включить в него обязательные реквизиты первичного учетного документа, перечисленные в ст. 9 Закона N 402-ФЗ (смотрите, например, определение Верховного Суда РФ от 02.02.2016 N 308-ЭС15-18441). Важным моментом является также то, что данный документ должен быть подписан уполномоченным лицом и заверен печатью (смотрите также постановление АС Московского округа от 08.02.2019 по делу N А40-41986/18).
Полагаем, что в рассматриваемой ситуации учреждение может использовать правильно оформленный в соответствии со ст. 9 Закона N 402-ФЗ акт сверки с контрагентом как один из документов, подтверждающих отсутствие долга и, как следствие, списание резерва предстоящих расходов. Однако окончательное решение о возможности (необходимости) списания ранее сформированного резерва должно осуществляться на основании профильной комиссии учреждения. Конкретный порядок работы комиссии, оформления ее решений определяются локальным актом учреждения.
Таким образом, учитывая, что резерв на оплату обязательств создавался по оплате коммунальных услуг (поставке газа), в бухгалтерском учете бюджетного учреждения может быть отражена следующая запись:
Дебет Х 401 60 2ХХ Кредит Х 109 ХХ 2ХХ (Х 401 20 2ХХ)*(1)
- отражена операция по списанию неиспользованной суммы резерва предстоящих расходов.
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Резервы предстоящих расходов. Счет 401 60 (для бюджетной сферы);
- Резерв по искам и претензиям: основные правила формирования.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ибатуллина Резеда
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина
19 января 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Если в разрядах номера счета бухгалтерского учета указано "Х", то при формировании бухгалтерских записей должны применяться коды счета объекта учета, соответствующие экономическому содержанию конкретной операции.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним