Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

20.06.2012
ВОПРОС:
Организация оказывает разовые услуги по ремонту холодильного оборудования.
Можно ли установить в качестве обязательного условия действия гарантии на запасные части проведение заказчиком последующего технического обслуживания отремонтированного оборудования?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Установление в договоре условия о том, что гарантия на запасные части действует при условии проведения последующего технического обслуживания отремонтированного оборудования, не противоречит законодательству.

Обоснование позиции:
Согласно ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора, условия договора определяются по усмотрению сторон. Данная норма ограничена лишь положениями ст. 422 ГК РФ о необходимости соответствия договора действующему законодательству.
В соответствии с п. 1 ст. 722 ГК РФ, применяющейся к договору возмездного оказания услуг в силу ст. 783 ГК РФ, законом, иным правовым актом, договором подряда или обычаями делового оборота для результата работы может быть предусмотрен гарантийный срок. В этом случае результат работы должен в течение всего гарантийного срока соответствовать условиям договора о качестве (п. 1 ст. 721 ГК РФ). Гарантия качества результата работы, если иное не предусмотрено договором подряда, распространяется на все, составляющее результат работы (п. 2 ст. 722 ГК РФ), из чего следует, что по общему правилу при предоставлении исполнителем гарантии, она распространяется на все запасные части и агрегаты, установленные в ходе оказания услуг.
Подрядчик, предоставивший материал для выполнения работы, отвечает за его качество по правилам об ответственности продавца за товары ненадлежащего качества (п. 5 ст. 723 ГК РФ). А в силу п. 2 ст. 476 ГК РФ в отношении товара, на который продавцом предоставлена гарантия качества, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы.
Из приведенных норм следует, что по общему правилу исполнитель, установивший гарантию на запасные части, использованные при оказании услуг, отвечает за недостатки этих запчастей, если не докажет, что они вышли из строя после установки, в том числе, вследствие нарушения заказчиком правил пользования отремонтированной техникой, оборудованием или его хранения.
С технической точки зрения для поддержания надлежащего и работоспособного состояния техники, оборудования и т.п., как правило, необходимо проведение периодического технического обслуживания. Не исключена ситуация, когда запасные части, установленные исполнителем, могут выйти из строя по причине сбоя в работе оборудования, вызванного непроведением необходимого технического обслуживания (определение ВАС РФ от 24.11.2010 N ВАС-15403/10). Безусловно, в такой ситуации исполнитель не должен отвечать за работоспособность запчастей, поскольку выход из строя запчасти в данном случае происходит по вине владельца оборудования и не зависит от исполнителя.
Судебная практика не опровергает возможность установления в договорном порядке в качестве одного из условий действия гарантии обязательного проведения технического обслуживания, когда это технически необходимо для эксплуатации техники, оборудования, а также прекращения гарантии в случае невыполнения владельцем техники этого условия (постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2011 N 20АП-5523/11, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2012 N 19АП-6127/11, ФАС Центрального округа от 25.04.2012 N Ф10-957/12 по делу N А23-2636/2011, ФАС Центрального округа от 13.05.2009 N А09-6036/2007-4, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2009 N 14АП-4149/2009, ФАС Уральского округа от 02.08.2010 N Ф09-5926/10-С3 по делу N А07-16336/2009, ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.08.2003 N А33-16636/02-С1-Ф02-2167/03-С2).
Таким образом, на наш взгляд, в силу ст. 421 ГК РФ исполнитель вправе установить такое условие в договоре оказания услуг. В свою очередь, заказчик вправе согласиться либо не согласиться с заключением договора с этим условием.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пенкин Вадим

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

31 мая 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики