Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

06.07.2011
ВОПРОС:
Администрация сельского поселения получает в дар по договору пожертвования от юридических лиц нефинансовые активы (газонокосилку и строительные материалы). Полученные нефинансовые активы в состав имущества казны не включаются (закрепляются за администрацией на праве оперативного управления). По какой стоимости и на основании каких документов необходимо принять к учету нефинансовые активы? Какие бухгалтерские записи следует оформить в учете? Какие налоги должна заплатить администрация?
ОТВЕТ:

Дарение вещи в общеполезных целях признается пожертвованием (п. 1 ст. 582 ГК РФ). Пожертвования могут делаться, в частности, некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также муниципальным образованиям (п. 1 ст. 124, п. 1 ст. 582 ГК РФ).

Имущество может принадлежать местной администрации (казенному учреждению) исключительно на праве оперативного управления (п. 1 ст. 120, п. 1 ст. 296 ГК РФ).

Любое имущество, принадлежащее муниципальному казенному учреждению на праве оперативного управления, является муниципальной собственностью (п. 1 ст. 215, п. 2 ст. 218 ГК РФ). При этом права собственника от имени муниципального образования осуществляют, в частности, уполномоченные органы местного самоуправления (п. 2 ст. 215 ГК РФ).

Администрация сельского поселения, согласно п. 7 ст. 37, п. 2 ст. 41 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 132 Конституции РФ, одновременно наделена полномочиями органа, осуществляющего от имени муниципального образования права собственника имущества, финансового органа, а также муниципального казенного учреждения.

Положения действующего законодательства в принципе не исключают возможность жертвования в установленном порядке определенного имущества государственным (муниципальным) учреждениям. Учитывая особенности правового положения таких организаций, а также отдельные требования бюджетного законодательства, целесообразно оформлять пожертвование имущества следующим образом.

1. До принятия пожертвования от коммерческой организации следует оценить возможность содержания передаваемого актива (в том числе и финансовые с учетом положений п. 3 ст. 219 БК).

2. Администрация в качестве казенного учреждения должна согласовать принятие актива с органом, осуществляющем от имени муниципального образования права собственника (смотрите, например, постановление ФАС Поволжского округа от 25.08.2010 по делу N А72-19426/2009), и при положительном решении данного вопроса принять пожертвование на баланс.

3. Сведения о поступивших материальных ценностях в установленном порядке должны быть внесены в реестр муниципального имущества.

Согласно п. 23 "Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной (фактической) стоимости.

Первоначальной (фактической) стоимостью объектов нефинансовых активов, полученных учреждением по договору дарения, признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, увеличенная на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования.

Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к учету.

Согласно п. 25 Инструкции N 157н определение текущей рыночной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансовых активов может быть произведено комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе, на основании:
- данных о ценах на аналогичные материальные ценности, полученных в письменной форме от организаций-изготовителей;
- сведений об уровне цен, имеющихся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в средствах массовой информации и специальной литературе;
- экспертных заключений (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.

При этом данные о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения - экспертным путем.

Заключение комиссии учреждения о рыночной стоимости безвозмездно полученных материальных ценностей может быть оформлено актом произвольной формы.

Из содержания п. 22 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее - Инструкция N 162н), следует, что оприходование материальных запасов должно отражаться в регистрах бюджетного учета на основании первичных учетных документов (накладных поставщика и т.п.).

В рассматриваемой ситуации передающей стороной может быть оформлена накладная на отпуск материалов на сторону по форме N М-15 (утверждена постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а) или товарная накладная по форме ТОРГ-12 (утверждена постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132).

А вот поступление газонокосилки может быть оформлено Актом о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма 0306001, N ОС-1), утвержденным как передающей, так и принимающей стороной (п. 6 Инструкции N 162н).

Принятие к бюджетному учету материальных ценностей, полученных по договору пожертвования от коммерческой организации по сформированной стоимости (в случае отсутствия у учреждения дополнительных расходов, связанных с безвозмездным получением материальных ценностей), может быть отражено в бюджетном учете в соответствии с п.п. 7, 23 Инструкции N 162н следующими записями:
Дебет КРБ 110534340 Кредит КДБ 140110180 - приняты к бюджетному учету строительные материалы по рыночной стоимости;
Дебет КРБ 110134310 Кредит КДБ 140110180 - - принята к бюджетному учету газонокосилка по рыночной стоимости.

В случае наличия у учреждения дополнительных расходов, связанных с безвозмездным получением материальных ценностей, сначала должна быть сформирована первоначальная стоимость подаренных материальных ценностей на счете 10600 "Вложения в нефинансовые активы", после чего они принимаются к учету в порядке, предусмотренном п.п. 7, 23, 31 Инструкции N 162н.


Налог на прибыль

Согласно п. 1 ст. 246 НК РФ российские организации признаются плательщиками налога на прибыль организаций. При этом объектом обложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком (ст. 247 НК РФ).

Казенные учреждения не исключены из числа плательщиков налога на прибыль организаций (ст. 246 НК РФ).

Доходы определяются в соответствии со ст.ст. 248-251 НК РФ на основании данных первичных учетных документов и налогового учета. Доходы, не учитываемые при налогообложении, перечислены в ст. 251 НК РФ.

Так, согласно пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, не учитываются некоммерческими организациями при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Поскольку в соответствии со ст. 120 ГК РФ казенное учреждение является некоммерческой организацией, оно вправе применить льготу, предусмотренную пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ.

Обратите внимание, что во избежание разногласий с налоговыми органами, в рассматриваемой ситуации желательно, чтобы выполнялись следующие условия:

1) цель передачи должна быть подтверждена документально;

2) имущество должно использоваться в соответствии с целями, определенными жертвователем при его передаче;

3) должен быть обеспечен раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений и за счет иных источников.

При невыполнении указанных условий стоимость полученных материальных ценностей должна быть включена в состав внереализационных доходов учреждения с целью исчисления налога на прибыль (п. 14 ст. 250 НК РФ). При этом датой признания внереализационного дохода будет являться дата, когда получатель имущества фактически использовал указанное имущество не по целевому назначению либо нарушил условия, на которых они предоставлялись (пп. 9 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир

Все консультации данной рубрики