Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

22.06.2012
ВОПРОС:
Финансовое обеспечение бюджетного учреждения осуществляется в виде субсидий. В 2012 году к данному учреждению поступило имущество, оплата которого осуществляется в рамках исполнения бюджетной сметы другого учреждения, закупившего данное имущество. Соответствующее извещение (авизо) к учреждению - получателю имущества не поступало. Акт сдачи-приемки оборудования, товарная накладная, счет-фактура поступили в мае 2012 года.
Как в учете учреждения следует отразить поступление данного имущества?
ОТВЕТ:

В рамках централизованного снабжения в учреждение могут поступать следующие виды имущества:
- закрепленное за учреждением на праве оперативного управления (ст.ст. 120, 296 ГК РФ);
- передаваемое учреждению на праве безвозмездного пользования (глава 36 ГК РФ);
- передаваемое на хранение (глава 47 ГК РФ);
- статус которого не определен.
В дальнейшем на основании поступающих в учреждение документов статус имущества может изменяться и, соответственно, будет изменяться порядок его дальнейшего учета.
При осуществлении централизованного снабжения отгрузка конечным получателям имущества может осуществляться:
- поставщиками в соответствии с условиями государственных (муниципальных) контрактов;
- учреждениями (органами власти, местного самоуправления), ранее принявшими от поставщиков приобретенное в рамках государственных (муниципальных) контрактов имущество.
Право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения только с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК РФ).
Соответственно, для подтверждения возникновения права оперативного управления и, как следствие, для отражения поступающих в рамках централизованного снабжения активов в балансовом учете учреждение должно располагать документами, подтверждающими:
- принятие уполномоченным органом решения о передаче имущества на праве оперативного управления;
- приемку-передачу имущества на основании такого решения.
Так, решение о закреплении имущества на праве оперативного управления может быть оформлено в виде отдельного правового акта уполномоченного органа власти или же может содержаться в государственном (муниципальном) контракте, иных документах (правовых актах).
Сам факт передачи имущества на праве оперативного управления, кроме Извещения (форма 0504805), может подтверждаться двусторонними актами приема-передачи (иными аналогичными документами) с обязательным приложением пообъектных описей передаваемого имущества и технической документации (при наличии).
В том случае, если в соответствии с контрактом отгрузка имущества осуществлялась непосредственно получателям (минуя склады заказчика) и на момент такой отгрузки в установленном порядке было принято решение о закреплении соответствующего имущества на праве оперативного управления в качестве документов, подтверждающих право оперативного управления учреждения на полученное имущество, могут рассматриваться накладные, товарно-транспортные накладные (или их копии), предоставленные поставщиками.
В рассматриваемой ситуации оплата имущества будет осуществляться в рамках исполнения бюджетной сметы одного учреждения, а право собственности на приобретаемое имущество будет переходить к другому бюджетному учреждению, финансовое обеспечение которого осуществляется в виде субсидий . В целях организации учета решение о переходе права собственности должно быть оформлено документально.

Бухгалтерский учет

В рассматриваемой ситуации бюджетное учреждение не располагает какими-либо документами, подтверждающими право оперативного управления на поступившее оборудование.
В соответствии с п. 332 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), ценности, находящиеся у учреждения, но не закрепленные за ним на праве оперативного управления, подлежат отражению на забалансовых счетах.
Таким образом, если на дату поступления имущества принято решение о передаче его бюджетному учреждению, но отсутствуют Извещение (форма 0504805) и иные документы, подтверждающие закрепление полученного имущества на праве оперативного управления, то может быть оформлена следующая проводка:
Увеличение по забалансовому счету 22 "Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению"
- материальные ценности приняты учреждением, однако Извещение (форма 0504805) отсутствует.
После получения Извещения (форма 0504805) в учете бюджетного учреждения в соответствии с Инструкцией N 157н и Инструкцией от 16.12.2010 N 174н могут быть сделаны следующие бухгалтерские записи:
Дебет 0 101 34 310 Кредит 0 401 10 180
- отражено поступление оборудования по сформированной стоимости.
Одновременно стоимость полученного оборудования списывается с забалансового счета 22 "Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению".
В то же время, если поступившее оборудование будет отнесено к категории особо ценного, то оформляется следующая запись:
Дебет 0 101 24 310 Кредит 0 210 06 660
- в части поступления объектов основных средств по сформированной стоимости.
В отдельных случаях до поступления Извещения (форма 0504805) учреждением может быть получено право на использование фактически полученного имущества. В целях организации обособленного учета имущества с правом использования к забалансовому счету 22 "Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению" могут открываться аналитические счета: "Имущество с правом использования", "Имущество на хранении" и т.п. Кроме того, учетной политикой может быть предусмотрена возможность дополнительного учета имущества, числящегося на забалансовом счете 22, на обособленных аналитических счетах, открытых к забалансовым счетам 01 "Имущество, полученное в пользование", 02 "Материальные ценности, принятые на хранение".
Таким образом, по общему правилу учреждение-грузополучатель может отразить оборудование, поставленное ему в рамках централизованного снабжения, на счетах балансового учета только на основании надлежаще оформленного Извещения (форма 0504805) с приложенными документами поставщика, полученных от учреждения-заказчика (государственного заказчика).
Порядок взаимодействия передающей и принимающей сторон по оформлению первичных документов, подтверждающих переход имущественных прав между ними, должен обеспечивать формирование взаимосвязанных консолидированных показателей в бухгалтерской отчетности каждой из сторон.
В заключение отметим, что конкретный порядок отражения рассматриваемых операций в учете целесообразно утвердить в составе учетной политики учреждения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

Ответ прошел контроль качества службой Правового консалтинга ГАРАНТ

5 июня 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики