Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бухучет и отчетность
-
15.06.2011
- ЗАО применяет УСН. На основании п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ организации, перешедшие на УСН, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета. Обязано ли ЗАО ежеквартально представлять форму N Р14002 о размере чистых активов в налоговый орган согласно письму от 21.05.2010 N МН-37-6/2212?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Обязанность представлять соответствующие сведения в регистрирующий орган установлена законом для всех акционерных обществ вне зависимости от применяемой ими системы налогообложения. Указанные сведения представляются по форме N Р14002 (прилагается к упомянутому Вами письму ФНС России от 21.05.2010 N МН-37-6/2212) в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, которым в настоящее время является Федеральная налоговая служба.
Обоснование вывода:
Порядок оценки стоимости чистых активов акционерных обществ утвержден приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29.01.2003 N 10н, 03-6/пз. В соответствии с п. 5 и п. 6 указанного Порядка оценка стоимости чистых активов производится акционерным обществом ежеквартально и в конце года на соответствующие отчетные даты. Информация о стоимости чистых активов раскрывается в промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности.
Иными словами, информация о стоимости чистых активов является неотъемлемой частью как годовой, так и промежуточной бухгалтерской отчетности.
Пунктом 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) определено, что организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов.
В то же время обязанность акционерных обществ вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность прямо установлена п. 1 ст. 88 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ). ГК РФ обязывает акционерные общества руководствоваться в своей деятельности Законом N 208-ФЗ (ст. 96-100 ГК РФ).
Как видим, положения п. 3 ст. 4 Закона N 129-ФЗ противоречат нормам Закона N 208-ФЗ. Здесь необходимо иметь в виду, что нормы Закона N 129-ФЗ являются общими нормами законодательства РФ, они устанавливают порядок ведения бухгалтерского учета для всех юридических лиц. Нормы же Закона N 208-ФЗ являются специальными, они регулируют деятельность только акционерных обществ. Специальные нормы имеют приоритет перед общими нормами (определение Конституционного Суда РФ от 05.10.2000 N 199-О), поэтому акционерные общества, применяющие УСН, обязаны вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке. На это указывает и Минфин России (смотрите, например, письма от 02.09.2008 N 03-11-04/2/131, от 19.09.2008 N 03-11-04/2/142).
К сведению:
Государственная Дума РФ 14.01.2011 в первом чтении приняла проект нового Закона о бухгалтерском учете (смотрите следующий материал: Досье на проект федерального закона N 385329-5 "О бухгалтерском учете" (внесен Правительством РФ)). Цель законопроекта - исключить устаревшие и неэффективные нормы, устранить пробелы. Проектом предполагается, что вести бухгалтерский учет должны все экономические субъекты (в том числе перешедшие на УСН).
Федеральным законом от 27.12.2009 N 352-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о госрегистрации), установившие для акционерных обществ дополнительные обязанности по представлению сведений в регистрирующие органы для внесения изменений в ЕГРЮЛ.
В силу пункта 5 ст. 17 Закона о госрегистрации акционерные общества ежеквартально в срок, установленный законодательством РФ о бухгалтерском учете для представления годовой или квартальной бухгалтерской отчетности, представляют в регистрирующий орган заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о стоимости чистых активов (данная норма вступила в силу с 31 декабря 2009 г.). Соответствующие сведения должны представляться акционерным обществом в установленные сроки вне зависимости от того, изменяется ли стоимость чистых активов общества. Указанная обязанность не зависит ни от величины чистых активов, ни от соотношения стоимости чистых активов и уставного капитала общества, ни от системы налогообложения, применяемой обществом.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, является Федеральная налоговая служба (п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506). Таким образом, фактически, с начала 2010 года для всех акционерных обществ, в том числе и применяющих УСН, введена обязанность по предоставлению сведений о стоимости чистых активов, которые они ежеквартально обязаны представлять в Федеральную налоговую службу.
Порядок представления сведений о стоимости чистых активов разъяснен в письме ФНС России от 21.05.2010 N МН-37-6/2212 (далее - Письмо). В п. 7 Письма разъяснено, что действие п. 5 ст. 17 Закона о госрегистрации распространяется на обязанность акционерных обществ по предоставлению сведений о стоимости чистых активов, начиная с оценки указанных сведений по состоянию на 31 декабря 2009 г. (п. 7 Письма).
Таким образом, первый срок представления заявления истек 31 марта 2010 г.
Сведения о стоимости чистых активов предоставляются в соответствующий территориальный налоговый орган путем подачи заявления по форме N Р14002 (п. 4 Письма). Соответствующая форма прилагается к Письму, а также размещена на сайте ФНС России по адресу www.nalog.ru в разделе "Государственная регистрация и учет налогоплательщиков". Заявление может быть представлено в регистрирующий орган непосредственно или направлено почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения (п. 1 ст. 9 Закона о госрегистрации).
К сведению:
Согласно ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей.
Обращаем внимание на то, что в соответствии с п. 8 Письма дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 14.25 КоАП, в связи с непредставлением или несвоевременным представлением сведений о принятии решения о стоимости чистых активов акционерного общества возбуждаются после 10 июня 2010 г.
Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 1 и 2 ст. 4.5. КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазукова Екатерина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мягкова Светлана
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним