Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

26.06.2012
ВОПРОС:
Вправе ли поставщик или покупатель осуществлять перевозку поставляемого (закупаемого) этилового спирта собственными силами без привлечения организации-перевозчика?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Закон не ограничивает поставщика, равно как и покупателя, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в праве получить лицензию на перевозки указанной продукции и осуществлять ее доставку без привлечения организации-перевозчика.

Обоснование позиции:
Прежде всего отметим, что согласно п. 1 ст. 49 ГК РФ правоспособность коммерческих организаций (за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом) включает в себя способность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Право некоммерческих организаций осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям, предусмотрено п. 3 ст. 50 ГК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом.
Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), в том числе в его редакции, вступающей в силу с 01.07.2012 (далее - в новой редакции), не предусматривает ограничений на совмещение различных видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В частности, перечень оснований для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленный п. 9 ст. 19 Закона N 171-ФЗ, в новой редакции не содержит такого основания, как осуществление лицензиатом какого-либо из иных видов деятельности, лицензируемого в соответствии с этим федеральным законом. Помимо прочего, лицензионные требования, на которые ссылается пп. 6 п. 9 этой статьи, не предусматривают никаких ограничений на совмещение видов деятельности. Между тем этот перечень, как следует из п. 9 приведенной статьи, является исчерпывающим.
Более того, в п. 4 ст. 19 Закона N 171-ФЗ прямо указывается на возможность получения организацией, имеющей лицензию на осуществление одного из видов деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, лицензии на осуществление другого вида этой деятельности.
Это означает, что, если организация, имеющая лицензию, например, на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции, обратится за получением лицензии на перевозки этилового спирта, оснований для отказа в выдаче ей такой лицензии, помимо тех, что прямо предусмотрены законом, не будет.
Следует обратить внимание на то, что Закон N 171-ФЗ, в том числе и в новой редакции, не определяет понятие перевозки. Анализ его положений позволяет прийти к выводу о том, что этот федеральный закон, к сожалению, не разграничивает перевозку как перемещение груза (указанной выше продукции) между начальным и конечным пунктами и перевозку как совокупность взаимоотношений между перевозчиком и отправителем по доставке груза, которая регулируется нормами ГК РФ о перевозке. Из положений Закона N 171-ФЗ, которые устанавливают требования к организации-перевозчику, можно понять, что под перевозкой этот федеральный закон в целом имеет в виду именно перемещение груза независимо от договорных взаимоотношений, на основании которых оно осуществляется. Требования к наличию у организации в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении транспортных средств и оборудования для учета объема перевозок продукции, требования к оснащенности транспортных средств техническими средствами регистрации движения (п. 12 ст. 8, п. 3 ст. 9 Закона N 171-ФЗ в новой редакции), по сути, являются общими - ни поставщик, ни покупатель этилового спирта не лишены возможности соответствовать этим требованиям. Положение же п. 3 ст. 9 Закона N 171-ФЗ в новой редакции, согласно которому перевозки этилового спирта, нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции (далее - продукция) осуществляются на основании договора перевозки, заключенного между перевозчиком и покупателем указанной продукции, очевидно, затрагивают частный случай - доставку груза на основании отдельного договора (ст. 785 ГК РФ). В этом смысле под перевозчиком в упомянутой норме следует понимать лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность по перевозке грузов, а не любое лицо, осуществляющее перемещение продукции.
Нормы ГК РФ предоставляют сторонам договора поставки определить порядок доставки товара. Согласно п. 2 ст. 510 ГК РФ договором поставки может быть предусмотрено получение товаров покупателем (получателем) в месте нахождения поставщика (выборка товаров). Положения Закона N 171-ФЗ, как мы полагаем, не могут ограничивать стороны договора в выборе способа доставки продукции, а именно обязать заключить договор с перевозчиком. Такие ограничения должны быть прямо предусмотрены законом. Очевидно и то, что при выборке товара отношений перевозки между поставщиком и покупателем не возникает. Договором же перевозки оформляются взаимоотношения двух лиц (грузоотправителя и перевозчика) по перевозке груза. Иначе говоря, применительно к отношениям по перевозке груза договор вторичен - если нет отношений, которые регулируются нормами об этом виде договора, нет и самого договора.
Кроме того, представлялось бы нелогичным и не соответствующим целям лицензирования перевозок, как они усматриваются из положений Закона N 171-ФЗ (в частности контролю за перемещением транспортных средств), если бы, например, покупатель продукции вправе был бы осуществлять перевозки аналогичной продукции по заказам третьих лиц и не вправе был бы перевозить собственными силами продукцию, закупаемую им у поставщика.
Поэтому мы полагаем, что поставщик или покупатель этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей продукции вправе получить лицензию на перевозки продукции и осуществлять перевозку своими силами при закупке (поставке) такой продукции.
Однако высказанная точка зрения является нашим экспертным мнением. Официальных разъяснений и правоприменительной практики по этому вопросу мы не обнаружили.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

9 июня 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики