Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

28.06.2012
ВОПРОС:
Были поданы две одинаковые котировочные заявки от одного и того же участника размещения заказа для государственных нужд, но подписаны они разными должностными лицами.
Правомерно ли будет отклонение котировочных заявок на основании части 1 ст. 46, части 3 ст. 47 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ в связи с тем, что участником поданы две котировочные заявки?
ОТВЕТ:

Действительно, согласно ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) любой участник размещения заказа вправе подать только одну котировочную заявку, внесение изменений в которую не допускается. Однако указаний относительно действий заказчика при получении второй котировочной заявки от одного участника Закон N 94-ФЗ не содержит.
Отклонить вторую заявку на основании ч. 3 ст. 47 Закона N 94-ФЗ не представляется возможным, поскольку согласно этой норме котировочные заявки отклоняются, только если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в них цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается. Если обе заявки одного участника указанным требованиям соответствуют, отклонение любой из них на основании ч. 3 ст. 47 Закона N 94-ФЗ может быть признано неправомерным (постановление ФАС Центрального округа от 12 мая 2010 г. по делу N А09-10133/2009).
Каких-либо официальных разъяснений, судебной практики относительно иных путей порядка реализации требования ч. 1 ст. 46 Закона N 94-ФЗ нам обнаружить не удалось.
Нам представляется, что необходимо исходить из того, что из ч. 1 ст. 46 Закона N 94-ФЗ в любом случае вытекает запрет на подачу участником размещения заказа и, соответственно, рассмотрение котировочной комиссией более чем одной заявки одного участника размещения заказа. Запрос котировок, в ходе которого рассматривались две заявки одного участника, может быть признан недействительным (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 января 2011 г. N 13АП-18424/2010). Исходя из этого представляется логичным, что после получения одной заявки каждого конкретного участника размещения заказа вторая и все последующие заявки этого лица не должны приниматься. Такое действие котировочной комиссии - отказ от приемки второй и любой последующей котировочной заявки - нормами Закона N 94-ФЗ не предусмотрено, однако не установлено и прямого запрета на его совершение, которое представляется единственно возможным ответом на нарушение участником размещения заказа ч. 1 ст. 46 Закона N 94-ФЗ.
Рекомендации не принимать "дублирующие альтернативные" заявки, поступающие посредством факсимильной связи, содержатся в Методических разъяснениях о некоторых вопросах размещения государственного заказа методом запроса котировок - в приложении к письму Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга от 26 апреля 2007 г. N 07/4687. Данные рекомендации на настоящий момент несоответствующими закону судом не признаны.
В том случае, если вторая по времени заявка все-таки была принята, по нашему мнению, котировочная комиссия может включить в протокол запроса котировок указание, что это было ошибкой и эту заявку следует считать непринятой.
Напоминаем, что сказанное является нашим экспертным мнением. За официальными разъяснениями Вы можете обратиться в Федеральную антимонопольную службу РФ и Министерство экономического развития РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Ответ прошел контроль качества службой Правового консалтинга ГАРАНТ

15 июня 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики