Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

28.06.2012
ВОПРОС:
В 2011 году федеральное государственное учреждение являлось получателем бюджетных средств. По состоянию на 01.01.2012 по социальному страхованию образовалась дебиторская задолженность (в рамках бюджетной деятельности) за счёт пособий по временной нетрудоспособности. С 2012 года учреждение сменило тип и стало федеральным государственным бюджетным учреждением (получателем субсидии). В 2012 году на основании заявления о возврате дебиторской задолженности, направленному в ФСС России, запрашиваемая сумма поступила на расчётный счёт учреждения.
Должно ли учреждение перечислить эту сумму в доход государства, как это было в 2011 году?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Сумма, поступившая бюджетному учреждению (получателю субсидии) в счет погашения дебиторской задолженности прошлых лет, образовавшейся в рамках бюджетной деятельности, подлежит перечислению в доход бюджета.

Обоснование вывода:
По общему правилу операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря (п. 1 ст. 242 БК РФ). Не использованные получателями бюджетных средств остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета (п. 4 ст. 242 БК РФ).
При этом бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря (п. 3 ст. 242 БК РФ).
С учетом приведенных выше норм бюджетного законодательства специалисты Минфина России неизменно делают вывод: суммы, перечисленные учреждением - получателем бюджетных средств контрагенту (в том числе и в бюджет внебюджетного фонда) в прошлом году и поступающие в государственное (муниципальное) учреждение в текущем году, независимо от причины возврата таких средств, в соответствии с бюджетным законодательством не могут быть использованы в текущем финансовом году и подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета. Исключение не делается и для тех учреждений, которые на момент возврата такой задолженности являются получателями субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания.
Данная правовая позиция нашла отражение в официальных документах, разрабатываемых Минфином России.
Так, например, в соответствии с п. 4 "Методических рекомендаций..." (Приложение к письму Минфина России от 25.04.2011 N 02-06-07/1546, далее - Методические рекомендации) при принятии учредителем решения о предоставлении бюджетному учреждению с 1 января 2012 года субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ в соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ формирование входящих остатков по активам, обязательствам и финансовым результатам производится по состоянию на 1 января 2012 года в межотчетный период на основании Справки (форма 0504833).
Согласно п. 4.1 Методических рекомендаций в сумме исходящих остатков, числящихся по соответствующим счетам аналитического учета счета 1 303 00 000 "Расчеты по платежам в бюджет", в составе входящих остатков бюджетного учреждения отражается его задолженность по перечислению в доход бюджета денежных средств, поступивших от дебиторов прошлых лет, - по дебету счета 4 401 30 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" и кредиту счета 4 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет".
Таким образом, из содержания Методических рекомендаций следует, что Ваше бюджетное учреждение обязано перечислить в доход бюджета сумму дебиторской задолженности прошлых лет, поступившую от территориального органа ФСС РФ (смотрите также письмо Минфина России от 22.12.2011 N 02-06-07/5236). Более того, такой же вывод можно сделать и на основании неофициальных комментариев специалистов финансового ведомства*(1).
Обратите внимание: бюджетное учреждение по факту формирования входящих остатков должно уведомить учредителя, в том числе и о суммах входящих остатков по расчетам с бюджетом в части обязательств учреждения по перечислению в доход бюджета денежных средств, поступивших от дебиторов прошлых лет. Однако даже в том случае, если подобные действия не предпринимались или же задолженность перед бюджетом на счете 4 303 05 000 в учете не отражалась, денежные средства, поступившие бюджетному учреждению (получателю субсидии) в счет погашения дебиторской задолженности прошлых лет, образовавшейся в рамках бюджетной деятельности, все равно необходимо перечислить в бюджет.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир

8 июня 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.



*(1) Смотрите, например, материал "Бухгалтерская отчетность бюджетных и автономных учреждений - получателей субсидий" (С.В. Сивец, "Бюджетный учет", N 6, июнь 2011 г.).

Все консультации данной рубрики