Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

29.06.2012
ВОПРОС:
Некоммерческая организация оказывает медицинские услуги населению. В 2012 году организация получила субсидии из областного бюджета, которые направляются на осуществление уставной деятельности.
Можно ли данные субсидии не учитывать при определении налоговой базы на основании пп. 3 п. 2 ст. 251 НК РФ?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Получаемые некоммерческой организацией целевые поступления должны учитываться при определении налоговой базы в составе доходов организации. При этом расходы, на возмещение которых организации предоставлены субсидии, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке.

Обоснование вывода:
Пункт 1 ст. 246 НК РФ определяет, что плательщиками налога на прибыль являются в том числе российские организации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Объект налогообложения определяется некоммерческими организациями в общеустановленном порядке в соответствии со ст. 247 НК РФ. Прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.
В соответствии со ст. 248 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль учитываются:
- доходы от реализации (ст. 249 НК РФ);
- внереализационные доходы (ст. 250 НК РФ).
В соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ, признаются внереализационными доходами.
Статьей 251 НК РФ определен исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Данный перечень носит закрытый характер и не подлежит расширенному толкованию.
Перечень средств, признаваемых средствами целевого финансирования и целевыми поступлениями, не учитываемыми в целях налогообложения прибыли, установлен подп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ.
Согласно подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при формировании налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в частности, в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям.
В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц, использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
Целевой характер подобных выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществить их расходование в соответствии с определенными целями (п. 1 информационного письма от 22.12.2005 N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации" Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации). Вывод о том, что если соответствующие расходы к моменту получения средств из бюджета уже осуществлены получателем, то целевой характер выплат также проявляется в полном или частичном возмещении реально понесенных расходов, отражен в постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2011 N 13АП-18707/11.
В рассматриваемом случае средства в виде целевых поступлений выделяются некоммерческой организации в целях возмещения затрат в связи с оказанием ею специализированных видов медицинских услуг.
Таким образом, полученные средства не могут рассматриваться организацией ни в качестве средств целевого финансирования, ни в качестве целевых поступлений (письмо Минфина России от 15.02.2011 N 03-03-06/4/10). Получаемые некоммерческой организацией средства должны учитываться при определении налоговой базы в составе доходов организации. При этом расходы, на возмещение которых организации предоставлены субсидии, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Галеева Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

13 июня 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики