Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Гражданское право
-
06.07.2012
- Стоимость посещения спортивного зала, принадлежащего ООО, составляет 1000 руб. ООО планирует провести лотерею, по условиям которой посетители зала будут заполнять мини-анкеты, в которых будут указывать свои личные данные, за что получат возможность 4 раза бесплатно посетить спортзал. О том, что лотерея - беспроигрышная, они знать не будут.
Следует ли ООО получать разрешение на проведение лотереи в установленном законом порядке?
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон о лотереях) лотерея - это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным, предусмотренным условиями договора способом. Розыгрыш призового фонда - это процедура, которая проводится с использованием лотерейного оборудования и основана на принципе случайного определения выигрышей. Под лотерейным оборудованием понимается оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи, или оборудование, оснащенное лотерейными программами. Лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы, и призовой фонд формируются за счет средств организатора лотереи, в том числе, очевидно, и та, целью которой является формирование и поддержание интереса к товарам или их производителю, признается стимулирующей (пп. 2 п. 3 ст. 3 Закона о лотереях). Проведение таких лотерей с помощью механических, электрических, электронных или иных технических устройств, используемых для определения выигрышей, призов и (или) подарков, в том числе в денежных и натуральных показателях, запрещено (п. 8 ст. 3 Закона о лотереях).
Закон не запрещает проведение лотереи, правила которой предусматривают 100% вероятность выигрыша (то есть беспроигрышной)*(1). Соответственно, если проводимое мероприятие объявляет своей целью получения участвующими в нем гражданами выигрыша, то фактическое получение выигрыша всеми его участниками не может препятствовать признанию этого мероприятие лотерей, тем более что оно так и называется (то есть доказывать следует обратное). Однако в случае возникновения спора по данному вопросу, его может разрешить только суд.
Поскольку в данном случае, как мы поняли из вопроса, взимание платы с участников не предполагается, речь следует вести о стимулирующей лотерее.
Требования Закона о лотереях о необходимости получения разрешения на проведение лотереи на стимулирующие лотереи не распространяются (ч. 1, п. 3 ч. 8 ст. 6 Закона о лотереях). Однако о ее проведении необходимо направить уведомление не менее чем за 20 дней до дня проведения стимулирующей лотереи в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ или уполномоченный орган местного самоуправления. В уведомлении о проведении стимулирующей лотереи указываются срок, способ, территория проведения, организатор лотереи, а также наименование товара, с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи (ст. 7 Закона о лотереях). За проведение лотереи без направления указанного уведомления предусмотрена административная ответственность по ст. 14.27 КоАП РФ. Обратите внимание, что уполномоченный орган имеет право запретить проведение стимулирующей лотереи по основаниям, предусмотренным ч. 3 ст. 7 Закона о лотереях, в том числе при наличии у организатора лотереи задолженности по уплате налогов и сборов.
Конкретный орган зависит от территории, на которой планируется проведение лотереи: если лотерея проводится на территории всей Российской Федерации, то следует обратиться в Федеральную налоговую службу (п. 2 постановления Правительства РФ от 05.07.2004 N 338 "О мерах по реализации Федерального закона "О лотереях", а также п. 5.12 постановления Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе"), если только на территории субъекта РФ, то в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта (в рассматриваемой ситуации - Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга), если только в пределах муниципального образования - уполномоченный орган местного самоуправления (соответствующий муниципальный округ г. Санкт-Петербурга). Смотрите также ответ на вопрос от 29.04.2011, размещенный на официальном сайте Управления ФНС по г. Санкт-Петербургу: http://www.r78.nalog.ru/ns/3802165/.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
22 июня 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Установленный пп. 4 п. 1 ст. 575 ГК РФ запрет на дарение относится только к отношениям коммерческих организаций между собой, дарение же коммерческой организацией потребителям-гражданам никак не ограничено.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним