Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

17.07.2012
ВОПРОС:
ООО открыло 2 дочерних предприятия. Доли участия в открытых предприятиях составляют 55% и 90%. Общество не подпадает под перечень организаций, указанных в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности". Условия ст. 25.2 НК РФ также не выполняются.
В каком случае аффилированные лица признаются холдингом? Какие последствия, с точки зрения налогового и бухгалтерского учета, влечет открытие холдинга?
ОТВЕТ:

Гражданско-правовые отношения

В законодательстве в настоящее время даны только понятия "банковский холдинг" и "банковская группа" (ст. 4 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности"). В отношении юридических лиц небанковской сферы деятельности законодательного определения понятия "холдинг" нет. Однако этот термин стал широкоупотребимым.
Термин "холдинг" - производное от английского слова hold - "держать". Соответственно холдингом является группа организаций, в которой одна организация владеет контрольными пакетами акций (долями в уставном капитале) других организаций группы, то есть "держит" их.
Необходимо отметить, что действующим законодательством не предусмотрены холдинговые организационно-правовые формы юридических лиц. Более того, в настоящее время российское гражданское законодательство не содержит специальных положений, регулирующих деятельность холдингов. Соответственно, отсутствуют параметры для признания организаций холдингом.
В соответствии с п. 1 ст. 6 федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО) общество может иметь дочерние и зависимые хозяйственные общества с правами юридического лица, созданные на территории РФ в соответствии с Законом об ООО и иными федеральными законами, а за пределами территории РФ также в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого создано дочернее или зависимое хозяйственное общество, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.
При этом общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом (п. 2 ст. 6 Закона об ООО, п. 1 ст. 105 ГК РФ).
В рассматриваемой ситуации у Вашей организации - преобладающее участие в уставном капитале открытых предприятий. Поэтому эти предприятия являются дочерними юридическими лицами (п.п. 1, 2 ст. 6 Закона об ООО, п. 1 ст. 105 ГК РФ).

Бухгалтерский учет

Участники холдинга (головная и дочерние организации) являются самостоятельными юридическими лицами.
Российскими нормативными актами по бухгалтерскому учету не предусмотрено отражение в бухгалтерском учете финансовых показателей других организаций.
Кроме того, в силу п. 5 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" при формировании учетной политики предполагается, в том числе что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности).
Таким образом, в бухгалтерском учете и отчетности участников холдинга не отражаются показатели деятельности других участников холдинга. Каждый участник ведет обособленный бухгалтерский учет.
Вместе с тем согласно п. 91 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н, в случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ, помимо собственного бухгалтерского отчета, составляется также сводная бухгалтерская отчетность, включающая показатели отчетов таких обществ, находящихся на территории РФ и за ее пределами.
Необходимо отметить, что сводная бухгалтерская отчетность является самостоятельным видом отчетности. Ее основная задача - представить работу холдинга как деятельность единой хозяйственной организации.
Порядок ее составления и представления установлен Методическими рекомендациями, утвержденными приказом Минфина России от 30.12.1996 N 112 (далее - Рекомендации).
В соответствии с п. 1.3 Рекомендаций бухгалтерская отчетность дочернего общества объединяется в сводную бухгалтерскую отчетность, если головная организация обладает более 50% голосующих акций акционерного общества или более 50% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.
Так как доли Вашей организации в уставных капиталах дочерних организаций составляют 55% и 90%, Вашей организации необходимо составлять сводную бухгалтерскую отчетность, включающую показатели дочерних организаций.
В соответствии с п. 2.11 Рекомендаций следует, что сводная бухгалтерская отчетность предназначена, в первую очередь, для учредителей общества. Иным пользователям (включая налоговые органы) такая отчетность представляется только по решению головной организации.
Согласно п. 1 ст. 2 федерального закона от 27.07.2010 N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" (далее - Закон N 208-ФЗ) составлять, представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность обязаны:
- кредитные организации;
- страховые организации;
- иные организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.
Как мы поняли из вопроса, что Ваша организация не относится к организациям, поименованным в п. 1 ст. 2 Закона N 208-ФЗ. Соответственно, Ваша организация не обязана составлять, представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность.
Вместе с тем, если учредительными документами организации будет предусмотрено составление консолидированной отчетности, то организация будет обязана формировать ее в соответствии с положениями Закона N 208-ФЗ (ч. 2 ст. 2 Закона N 208-ФЗ).

Налогообложение

С точки зрения налогового законодательства, холдинг является группой взаимозависимых организаций (юридических лиц).
Напомним, согласно п. 2 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми лицами признаются организации, в том числе в случае:
- если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25%;
- если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25%.
Если иное не установлено специальными положениями об отдельных налогах, вся область экономических операций, осуществляемых между членами холдинга, подпадает под обычный режим обложения акцизами, НДС, учитывается при исчислении налогооблагаемой прибыли и других налогов.
В случае если коммерческие или финансовые условия сделок между взаимозависимыми лицами отличаются от условий сделок, которые имели бы место в сделках между лицами, не являющимися взаимозависимыми, и если соответствующие сделки признаются сопоставимыми (ст. 105.5 НК РФ), то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица (п. 1 ст. 105.3 НК РФ).
При этом определение в целях налогообложения таких доходов (прибыли, выручки) производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, с применением методов, установленных главой 14.3 НК РФ (п. 2 ст. 105.3 НК РФ).
Напомним, что система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов (п. 1 ст. 30 НК РФ, ст. 2 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-I "О налоговых органах Российской Федерации"). В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, является Федеральная налоговая служба (ФНС России), которая находится в ведении Министерства финансов РФ.
Контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных проверок (п. 1 ст. 105.17 НК РФ). Условия признания сделки контролируемой регламентированы ст. 105.14 НК РФ.
Таким образом, с 1 января 2012 года цены, применяемые в сделках, могут проверяться на предмет их соответствия рыночным ценам не территориальными налоговыми органами, а исключительно ФНС России в рамках специальной процедуры налогового контроля.
При осуществлении налогового контроля ФНС проверяет полноту исчисления и уплаты налогов, перечисленных в п. 4 ст. 105.3 НК РФ, в порядке, предусмотренном главой 14.5 НК РФ (п. 4 ст. 105.3 НК РФ). В случае выявления занижения сумм этих налогов ФНС производит корректировки соответствующих налоговых баз (п. 5 ст. 105.3 НК РФ).
Как следует из п. 1 ст. 105.17 НК РФ, указанная в п. 4 ст. 105.3 НК РФ проверка может проводиться ФНС в следующих случаях:
- при получении уведомления о контролируемых сделках, направляемого налогоплательщиком (п. 1 ст. 105.16 НК РФ);
- при получении извещения территориального налогового органа, проводящего выездную или камеральную проверку налогоплательщика, о контролируемых сделках (п. 6 ст. 105.16 НК РФ);
- при выявлении контролируемой сделки в результате проведения ФНС повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.
Таким образом, сделки между взаимозависимыми лицами подлежат контролю только при признании их в соответствии с ст. 105.14 НК РФ контролируемыми (письмо Минфина РФ от 24.02.2012 N 03-01-18/1-17).
Согласно п.п. 1, 2 ст. 105.16 НК РФ налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены такие сделки.
Иными словами, при признании сделок между участниками холдинга контролируемыми участникам необходимо будет уведомить налоговые органы о совершении ими таких сделок. В случае выявления отклонения цен по контролируемым сделкам от рыночных в рамках проверки будут произведены корректировка соответствующих налоговых баз и доначисление сумм налогов (при наличии на то оснований).
В соответствии со ст. 25.1 НК РФ консолидированной группой налогоплательщиков признается добровольное объединение плательщиков налога на прибыль организаций на основе договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков в порядке и на условиях, которые предусмотрены НК РФ, в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности указанных налогоплательщиков.
Условия создания консолидированной группы налогоплательщиков предусмотрены ст. 25.2 НК РФ.
В рассматриваемой ситуации условия ст. 25.2 НК РФ не выполняются, соответственно, участники холдинга не вправе образовывать консолидированную группу налогоплательщиков. Поэтому обложение налогом на прибыль участников холдинга осуществляется в общеустановленном порядке.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Хмелькова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

26 июня 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики