Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Гражданское право
-
19.07.2012
- Основным видом деятельности ООО, указанным в учредительных документах, является оказание услуг электросвязи. Общество планирует также начать деятельность по производству и распространению рекламы на оборотной стороне квитанции-счета, выставляемой своим клиентам.
Может ли общество осуществлять данный вид деятельности? Требуется ли получение лицензии? Должен ли данный вид деятельности быть указан в уставе ООО и внесен в ЕГРЮЛ?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Запрет на осуществления иных видов деятельности организациями, оказывающими населению услуги связи, законом не установлен. Получение лицензии необходимо только на осуществление услуг связи, на распространение рекламы лицензии не требуется.
Вне зависимости от того, указан ли конкретный вид деятельности в уставе общества и внесен ли он в ЕГРЮЛ, организация вправе осуществлять этот вид деятельности, если это не противоречит закону либо уставу общества.
Обоснование вывода:
Согласно ст. 49 ГК РФ, а также п. 2 ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество с ограниченной ответственностью может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом, если это не противоречит предмету и целям деятельности, определенно ограниченным уставом общества.
Деятельность организаций по предоставлению услуг электросвязи регулируется Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ), который не запрещает данным организациям оказывать дополнительные услуги.
В соответствии с п. 1 ст. 29 Закона N 126-ФЗ организации необходимо получить лицензию на оказание услуг связи. Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87 утвержден "Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи". Деятельность организации по производству и распространению рекламы под понятие "услуга связи" не подпадает и услугой связи не является.
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" не предусматривает лицензирование деятельности по распространению рекламы. Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ), регулирующим деятельность, связанную с производством и распространением рекламы, лицензирование рекламной деятельности также не предусмотрено.
Таким образом, организации, оказывающей услуги электросвязи, не нужно получать лицензию на производство и распространение рекламы на оборотной стороне квитанции-счета.
В соответствии со ст. 3 Закона N 38-ФЗ под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, является рекламораспространителем.
Существуют различные точки зрения по вопросу адресности рекламы размещенной на оборотной стороне квитанций. Согласно одной из них информация о товарах (работах, услугах), размещенная на квитанциях по оплате услуг связи, не является рекламой, т.к. предназначена, для конкретных лиц, указанных в квитанциях (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 10.09.2007 N 03-03-06/1/655).
Другая точка зрения, изложенная в письме Федеральной антимонопольной службы от 05.04.2007 N АЦ/4624, заключается в том, что такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена. Соответственно, информация, размещенная на оборотной стороне квитанции об оплате услуг связи, является рекламой, т.к. возможность увидеть ее имеет не только потребитель услуг, но и другие лица, например, члены семьи плательщика, работники почты, консьерж, наниматель квартиры и т.д. На сегодняшний день судебная практика придерживается именно этой точки зрения (смотрите, например, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.05.2011 N 02АП-2535/11 и т.п.).
Для осуществления деятельности по размещению рекламы между рекламодателем и рекламораспространителем заключается договор возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ), согласно которому исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги по распространению рекламы, а заказчик обязуется эти услуги оплатить (ст. 779 ГК РФ). Реклама, распространением которой занимается организация, должна соответствовать всем требованиям, установленным Законом N 38-ФЗ, в том числе требованиям о полноте и достоверности.
Вне зависимости от того, указан ли конкретный вид деятельности в уставе организации и внесен ли он в ЕГРЮЛ, юридическое лицо вправе осуществлять этот вид деятельности, если это не противоречит закону либо уставу организации.
В случае принятия решения о внесении изменений в сведения о кодах по ОКВЭД организация обязана в течение трех рабочих дней с момента изменения сведений сообщить об этом в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (регистрирующий орган), по месту своего нахождения.
Нарушение данной обязанности может явиться основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ.
Для внесения кодов ОКВЭД в ЕГРЮЛ необходимо представить в налоговый орган заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (форма N Р14001), с указанием соответствующих кодов ОКВЭД. Прикладывать к этому заявлению какие-либо дополнительные документы не требуется.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазарева Надежда
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем
3 июля 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним