Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

19.07.2012
ВОПРОС:
Федеральное государственное бюджетное учреждение в 2012 году получило на лицевой счет денежные средства после утилизации устаревшего оборудования - за сданные серебро и золото. В 2011 году учреждение имело статус бюджетного учреждения старого типа (получавшего лимиты бюджетных обязательств). С 01.01.2012 учреждение получает субсидии на выполнение государственного задания. Часть утилизированного имущества является особо ценным движимым имуществом, а часть - иным движимым имуществом.
Имеет ли право учреждение оставить полученные денежные средства в самостоятельном распоряжении? Или обязано перечислить вышестоящему главному распорядителю по подчиненности?
Какими бухгалтерскими проводками отразить эту хозяйственную операцию?
ОТВЕТ:

Распоряжение денежными средствами от утилизации оборудования

По общему правилу доходы, полученные бюджетным учреждением от осуществления приносящей доход деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ).
Следовательно, бюджетное учреждение вправе самостоятельно распоряжаться денежными средствами, полученными от реализации лома, содержащего драгоценные металлы, полученного в результате утилизации основных средств, учитываемых как в составе особо ценного движимого имущества, так и в составе иного движимого имущества.
Обоснованность подобного подхода подтверждается и положениями бюджетного законодательства - в соответствии со ст. 41 БК РФ к доходам бюджетов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственного собственности, не относятся доходы от продажи имущества:
- бюджетных учреждений*(1);
- автономных учреждений;
- унитарных предприятий, в том числе казенных.
Таким образом, при реализации имущества (в том числе лома и отходов), закрепленного за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, нет никаких оснований для зачисления вырученных денежных средств в доход соответствующего бюджета.

Отражение в бухгалтерском учете

В бухгалтерском учете учреждения в соответствии с положениями Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, в рассматриваемом случае могут быть отражены следующие бухгалтерские записи:
1. Дебет 0 104 00 410 Кредит 0 101 00 410
- списание суммы амортизации, начисленной по выбывающему (утилизируемому) оборудованию;
2. Дебет 0 401 10 172 Кредит 0 101 00 410
- списание остаточной стоимости выбывающего имущества;
3. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 205 81 660
- на лицевой счет учреждения поступили денежные средства за реализованный лом, содержащий драгметаллы (одновременно отражается увеличение по забалансовому счету 17 "Поступление денежных средств на счета учреждения" по коду КОСГУ 180 *(2));
4. Дебет 2 205 81 560 Кредит 2 401 10 180
- начислен доход от реализации лома, содержащего драгметаллы.
Корреспонденции по учету расчетов учреждения по НДС нами не приводятся в связи с тем, что в соответствии с пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ реализация лома и отходов драгоценных металлов для производства драгоценных металлов и аффинажа не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС. При этом обязательным условием освобождения данной операции от обложения НДС является приобретение отходов драгоценных металлов лицом, непосредственно осуществляющим производство и (или) аффинаж драгоценных металлов (смотрите письмо Минфина России от 02.05.2012 N 03-07-05/11).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
государственный советник РФ 3 класса Семенюк Александр

Ответ прошел контроль качества службой Правового консалтинга ГАРАНТ

2 июля 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) В рассматриваемом случае операции по списанию оборудования - объектов основных средств и реализации лома, содержащего драгметаллы, специализированной организации осуществляется после принятия решения о предоставлении бюджетному учреждению субсидии на выполнение государственного задания (после 1 января 2012 года), поэтому соответствующее имущество, по нашему мнению, обоснованно может рассматриваться в качестве имущества бюджетного учреждения.
*(2) Данный код КОСГУ, в частности, используется при отражении доходов от реализации вторичного сырья, не учтенного на балансе учреждения (смотрите, например, письмо Минфина России от 23.07.2007 N 02-14-10а/1911).

Все консультации данной рубрики