Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

14.06.2011
ВОПРОС:
Первоначально в акте был указан объем потребленной электроэнергии в соответствии с нормативами. В дальнейшем было установлено, что потребление электроэнергии должно было определяться по счетчику. В результате возникла необходимость внести изменения в первичные документы. Изменения в акт вносятся исправлением вручную или поставщик должен представить новый акт от даты внесения исправлений?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Законодательством о бухгалтерском учете предусмотрено, что внесение исправлений в первичные документы производится путем вычеркивания неверных показателей.

Обоснование вывода:

Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

При этом в соответствии с п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, содержат обязательные реквизиты, установленные указанным пунктом.

Пунктом 5 ст. 9 Закона N 129-ФЗ определено, что внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений. Порядок исправления ошибок в первичных документах регламентирован разделом 4 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утверждено Минфином СССР 29.07.1983 N 105 по согласованию с ЦСУ СССР).

Согласно указанному документу ошибки в первичных документах, созданных вручную, исправляются следующим образом: зачеркивается неправильный текст или суммы и надписывается над зачеркнутым исправленный текст или суммы. Зачеркивание производится одной чертой так, чтобы можно было прочитать исправленное (в тексте и цифровых данных первичных документов подчистки и неоговоренные исправления не допускаются). Рядом с исправленной записью следует указать "исправлено" (или "исправленному верить"), поставить подписи лиц, подписавших документ, и дату внесения исправления (смотрите также письма Минфина России от 31.03.2009 N 03-07-14/38, от 28.05.2007 N 07-05-06/134). По нашему мнению, указанный порядок следует применять и в случаях исправления первичных документов, созданных с применением компьютерной техники.

Правила исправления ошибок и порядок раскрытия информации об ошибках в бухгалтерском учете и отчетности организаций с отчетности 2010 года установлены в ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (далее - ПБУ 22/2010).

В соответствии с п. 2 ПБУ 22/2010 ошибкой признается неправильное отражение (неотражение) фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности.

В то же время не являются ошибками неточности или пропуски в отражении фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации, выявленные в результате получения новой информации, которая не была доступна организации на момент отражения (неотражения) таких фактов хозяйственной деятельности.

В рассматриваемом случае, по нашему мнению, имело место получение новой информации, которая не была доступна организации на момент отражения фактов хозяйственной деятельности. Соответственно, в такой ситуации согласно нормам ПБУ 22/2010 говорить об исправлении ошибки не следует.

По нашему мнению, в периоде внесения исправлений в первичный документ (акт) бухгалтеру организации следует составить бухгалтерскую справку и на основании этого документа сделать соответствующие записи в бухгалтерском учете.

Одновременно бухгалтерская справка является первичным документом, подтверждающим данные налогового учета (ст. 313 НК РФ).

По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации и в налоговом учете ошибки допущено не было. Соответственно, все исправления, внесенные в первичные документы (акты) в регистрах налогового учета следует отразить в периоде внесения исправлений. Представлять уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль не надо.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ананьева Лариса

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мельникова Елена

Все консультации данной рубрики