Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

25.07.2012
ВОПРОС:
У организации закончился журнал кассира-операциониста. На новом журнале не проставлена подпись налогового инспектора.
К какой ответственности может быть привлечена организация при таком нарушении правил ведения журнала кассира-операциониста?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Отсутствие заверяющей подписи налогового инспектора в новом журнале может быть расценено проверяющими органами как нарушение правил ведения бухгалтерского учета.
В соответствии со ст. 120 НК РФ в этом случае штраф может составить 10 000 рублей или 30 000 рублей (если нарушение совершалось в течение более одного налогового периода).

Обоснование вывода:
Основными документами, регламентирующими оформление первичной документации при использовании контрольно-кассовой техники, являются Типовые правила эксплуатации ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением, установленные письмом Минфина РФ от 30.08.1993 N 104 (далее - Правила), и постановление Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132 (далее - Постановление), которым утверждены формы первичных документов и указания по их заполнению.
Одним из первичных документов является журнал кассира-операциониста (форма КМ-4). В соответствии с утвержденными Постановлением указаниями по заполнению формы КМ-4 этот журнал применяется для учета операций по приходу и расходу наличных денег (выручки) по каждой контрольно-кассовой машине организации, а также является контрольно-регистрационным документом показаний счетчиков.
Журнал должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен подписями налогового инспектора, руководителя и главного (старшего) бухгалтера организации и печатью.
Если журнал кассира-операциониста закончился, организация должна завести новый журнал, который по представлению организации налоговый инспектор также должен заверить своей подписью (письмо ФНС России от 12.04.2006 N 06-9-10/126).
Все записи в журнале ведутся кассиром-операционистом ежедневно в хронологическом порядке чернилами или шариковой ручкой без помарок. Если в журнал вносятся исправления, то они должны оговариваться и заверяться подписями кассира-операциониста, руководителя и главного (старшего) бухгалтера организации.
Действующим законодательством РФ не предусмотрены сроки регистрации журнала кассира-операциониста. Однако отсутствие одного из реквизитов (в данном случае - подписи налогового инспектора) может быть квалифицировано проверяющими органами как фактическое нарушение Правил при заполнении журнала кассира-операциониста.
В связи с этим в рассматриваемой ситуации необходимо позаботиться о надлежащем заверении журнала кассира-операциониста. При этом, учитывая, что налоговый орган может отказаться заверять журнал, в котором уже имеются какие-либо записи, у организации возникнет промежуток времени, в течение которого журнал кассира-операциониста не заполнялся. В этом случае главное - отражать кассовые операции в кассовой книге.
В соответствии с п. 3.3 положения ЦБР от 12.10.2011 N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации" при ведении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники по окончании их проведения на основании контрольной ленты, изъятой из контрольно-кассовой техники, оформляется приходный кассовый ордер 0310001 на общую сумму принятых наличных денег.
Что же касается ответственности за незаполнение журнала кассира-операциониста, то налоговые органы придерживаются мнения, что организация в этом случае подлежит привлечению к ответственности в соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Однако арбитражные суды в данной ситуации встают на сторону налогоплательщиков, отмечая, что, поскольку журнал кассира-операциониста не является кассовой книгой, ведение которой предусмотрено порядком ведения кассовых операций, неотражение в нем денежных средств, полученных с применением контрольно-кассовых машин, не образует состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ (смотрите определение ВАС РФ от 02.10.2009 N ВАС-9560/09, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 30.04.2009 N Ф04-2447/2009(5302-А75-3), ФАС Поволжского округа от 07.08.2008 N А55-4664/2008).
Постановлением ФАС Поволжского округа от 17.05.2010 по делу N А55-38195/2009 было принято решение в пользу налогоплательщика, у которого в журнале кассира-операциониста часть операций была не отражена, но кассовая книга была заполнена с соблюдением установленного порядка.
Приведенные судебные решения приняты в соответствии с ранее действовавшим Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета Директоров ЦБР 22.09.1993 N 40, однако нормы ныне действующего положения ЦБР от 12.10.2011 N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации" в этой части не изменились.
Вместе с тем следует отметить, что в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и письмом МНС РФ от 27.08.1999 N ВГ-6-16/685 "Об унифицированных формах первичной учетной документации" журнал кассира-операциониста (форма КМ-4) входит в состав первичной учетной документации по учету денежных средств. В связи с этим незаполнение журнала кассира-операциониста является нарушением правил ведения бухгалтерского учета (постановления ФАС Поволжского округа от 17.05.2010 по делу N А55-38195/2009, ФАС Поволжского округа от 09.08.2006 N А55-3845/06-43).
Ответственность за указанное нарушение предусмотрена ст. 120 НК РФ, в соответствии с которой на налогоплательщика может быть наложен штраф в размере 10 000 рублей (если нарушение совершалось в течение более одного налогового периода, то в размере 30 000 рублей) в случае, если указанное нарушение не повлекло занижение налоговой базы.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

5 июля 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики