Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

26.07.2012
ВОПРОС:
Бюджетным учреждением в 2011 году были заключены два договора с одной организацией, по первому договору обязательства сторон были исполнены полностью в 2011 году, а по второму - осталась кредиторская задолженность. Источник финансирования по обоим договорам - бюджетные средства.
По первому договору вскрылись невыполненные, но оплаченные работы, подрядчик не возражает против возврата учреждению стоимости данных работ. Таким образом, стороны имеют взаимные финансовые обязательства, вытекающие из двух договоров.
В 2012 году учреждение является получателем субсидии на выполнение государственного задания. На погашение кредиторской задолженности по второму договору учреждению выделяется субсидия на иные цели (в сумме задолженности).
Вправе ли учреждение произвести взаимозачёт с подрядчиком (ООО), уменьшив согласно акту взаимозачёта сумму своей задолженности по второму договору на сумму задолженности подрядчика по первому договору?
ОТВЕТ:

Согласно ст. 410 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. Для зачета достаточно заявления одной из сторон.
В отношении указанных в вопросе встречных обязательств требование однородности соблюдается - все они являются денежными и образуют сумму долга по оплате за выполненные услуги и работы.
В то же время следует учитывать, что в соответствии с положениям ст. 242 БК РФ в текущем финансовом году суммы, поступающие в качестве возврата дебиторской задолженности прошлых лет, образовавшейся в рамках исполнения бюджетных смет, должны перечисляться в доход соответствующего бюджета. При этом бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря (п. 3 ст. 242 БК РФ).
Соответственно, у бюджетного учреждения возникает обязанность по перечислению в бюджет сумм возврата дебиторской задолженности прошлых лет, образовавшейся в период его деятельности в качестве получателя бюджетных средств.
С учетом приведенных выше норм бюджетного законодательства специалисты Минфина России неизменно делают вывод: суммы, перечисленные учреждением - получателем бюджетных средств контрагенту в прошлом году и поступающие в государственное (муниципальное) учреждение в текущем году, независимо от причины возврата таких средств, в соответствии с бюджетным законодательством не могут быть использованы в текущем финансовом году и подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета. Исключение не делается и для тех учреждений, которые на момент возврата такой задолженности являются получателями субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания.
Данная правовая позиция нашла отражение в официальных документах, разрабатываемых Минфином России (смотрите, например, "Методические рекомендации...", доведенные письмом Минфина России от 25.04.2011 N 02-06-07/1546).
В рассматриваемой ситуации сумма, подлежащая возврату бюджетному учреждению, выявлена в текущем финансовом году по договору обязательства, по которому были полностью исполнены за счет бюджетных средств, а следовательно, речь идет именно о возврате средств бюджета. Соответственно, такие суммы должны быть перечислены в доход бюджет.
Проведение же зачета в данном случае может быть квалифицировано проверяющими органами как нарушение принципа адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 38 БК РФ).
Согласно п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" финансовое обеспечение выполнения бюджетным учреждением государственного (муниципального) задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. Такие субсидии предоставляются в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 БК РФ.
Кроме того, бюджетному учреждению, в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 БК РФ, могут быть предоставлены субсидии на иные цели, в том числе и на погашение кредиторской задолженности. Такие субсидии специалисты Минфина России рассматривают как форму оказания дополнительной финансовой поддержки государственным (муниципальным) учреждениям. Так, например, в Комплексных рекомендациях органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ указано, что в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 БК РФ могут предоставляться субсидии на погашение кредиторской задолженности учреждений, несмотря на то, что субсидиарная ответственность учредителя по долгам бюджетных и автономных учреждений действующим законодательством не предусмотрена.
Таким образом, суммы, перечисленные учреждением - получателем бюджетных средств контрагенту в прошлом году и поступающие в бюджетное учреждение в текущем году, независимо от причины возврата таких средств, в соответствии с бюджетным законодательством, не могут быть использованы на погашение кредиторской задолженности прошлых лет (в том числе и путем проведения зачета взаимных требований) и подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета.
В свою очередь, погашение кредиторской задолженности бюджетного учреждения в данной ситуации должно осуществляться за счет средств субсидий на иные цели.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

Ответ прошел контроль качества службой Правового консалтинга ГАРАНТ

9 июля 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики