Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

30.07.2012
ВОПРОС:
Казенное учреждение - библиотека (получатель бюджетных средств) реализует макулатуру, полученную при ликвидации основных средств (библиотечный фонд). Покупатель макулатуры перечисляет денежные средства непосредственно в доход бюджета. Полномочия по администрированию кассовых поступлений за учреждением не закреплены.
Какие бухгалтерские записи должны быть сделаны в учете казенного учреждения?
Какие налоговые обязательства возникают в казенном учреждении?
ОТВЕТ:

НДС

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Перечень операций, не признаваемых объектами обложения НДС, определен п. 2 ст. 146 НК РФ.
Так, пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ установлено, что выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не признается объектом обложения НДС (данная норма вступила в силу с 1 января 2012 года). В этой связи, начиная с 1 января 2012 года, работы (услуги), выполняемые (оказываемые) казенными учреждениями, не являются объектом обложения НДС.
Что касается реализации товаров, то такие операции в указанный перечень не включены. Поэтому осуществляемые казенными учреждениями операции по реализации товаров, в том числе и операции по реализации макулатуры, подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке (смотрите письмо Минфина России от 05.04.2012 N 03-07-11/100).

Налог на прибыль

С 1 января 2011 года не учитываются при налогообложении прибыли доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций (пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Напомним, что под государственными (муниципальными) услугами понимаются услуги, оказываемые органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них законодательством полномочий по запросам заявителей (физических и юридических лиц) (ст. 6 БК РФ, п.п. 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", письмо Минфина России от 20.07.2011 N 03-03-06/4/78).
По мнению специалистов финансового ведомства, положения пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ применяются к тем государственным (муниципальным) услугам (работам), оказание (выполнение) которых напрямую связано с предусмотренными законодательством Российской Федерации полномочиями органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления (письмо Минфина России от 01.03.2012 N 03-03-10/18). Свидетельствовать о такой связи могут, например, соответствующие перечни государственных (муниципальных) услуг (письмо Минфина России от 01.08.2011 N 03-03-06/4/84).
В остальных же случаях учреждению следует руководствоваться следующим правилом:
- казенные учреждения не исключены из числа плательщиков налога на прибыль организаций (ст. 246 НК РФ), а зачисление в соответствии с бюджетным законодательством определенных доходов в бюджет вовсе не означает, что такие средства не учитываются при налогообложении прибыли (письмо Минфина России от 24.03.2010 N 03-03-06/4/30);
- доходы казенных учреждений, прямо не поименованные в ст. 251 НК РФ, облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке (п. 1 ст. 247, п. 1 ст. 248 НК РФ);
- уплата налога на прибыль осуществляется учреждением в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Таким образом, доходы, полученные казенным учреждением от реализации макулатуры, подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе доходов от реализации в порядке, установленном гл. 25 НК РФ. При этом согласно пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ доход, полученный от продажи макулатуры, учреждение вправе уменьшить на стоимость реализованной макулатуры, определенную в порядке, установленном абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ.
В заключение напомним, что положения НК РФ не предусматривают освобождения казенных учреждений от представления в налоговые органы налоговых деклараций (п. 1 ст. 289 НК РФ) (письма Минфина России от 20.07.2011 N 03-03-06/4/78, ФНС от 11.11.2011 N ЕД-4-3/18909@). Следовательно, в рассматриваемом случае казенное учреждение должно отразить доход, связанный с реализацией макулатуры, в составе доходов от реализации и представить налоговую декларацию по налогу на прибыль в налоговый орган по месту учета.

Бюджетный учет

В соответствии с п. 262 "Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), учет расчетов между администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений, и администратором дохода бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, ведется на счете 30300 "Расчеты по платежам в бюджеты".
Кроме того, для учета расчетов между главным распорядителем, распорядителями и получателями бюджетных средств, находящимися в их ведении учреждений (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета; главным администратором доходов бюджета, администраторами доходов бюджета) согласно п. 276 Инструкции N 157н применяется счет 30404 "Внутриведомственные расчеты".
Из положений Инструкции N 157н и Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее - Инструкция N 162н), следует, что поступление в доход бюджета средств от плательщиков платежей может быть отражено в учете казенного учреждения, не наделенного полномочиями по администрированию кассовых поступлений в бюджет, на основании Извещения (форма 0504805), содержащего соответствующие отметки администратора кассовых поступлений.
В рассматриваемом случае в соответствии с положениями Инструкций N 157н, N 162н в учете казенного учреждения могут быть оформлены следующие бухгалтерские записи:
1. Дебет КРБ 1 105 36 340 Кредит КДБ 1 401 10 172
- оприходована макулатура по рыночной стоимости;
2. Дебет КДБ 1 401 10 172 Кредит КРБ 1 105 36 440
- списана стоимость реализованной макулатуры;
3. Дебет КДБ 1 205 74 560 Кредит КДБ 1 401 10 172
- начислен доход от реализации макулатуры;
4. Дебет КРБ 1 401 20 290 Кредит КРБ 1 303 04 730 (1 303 03 730)
- начислена задолженность по НДС (налог на прибыль), подлежащему перечислению учреждением в соответствующие бюджеты;
5. Дебет КРБ 1 303 04 830 (1 303 03 830) Кредит КРБ 1 304 05 290
- перечислен НДС (налог на прибыль);
6. Дебет КДБ 1 304 04 440 Кредит КДБ 1 303 05 730
- учреждением оформлено и направлено в адрес администратора кассовых поступлений в бюджет Извещение (форма 0504805) с информацией об ожидаемых к поступлению доходах бюджета;
7. Дебет КДБ 1 303 05 830 Кредит КДБ 1 205 74 660
- на основании поступившего в казенное учреждение Извещения (форма 0504805) с соответствующими отметками администратора кассовых поступлений в бюджет отражено поступление денежных средств в доход бюджета.
По закрытию финансового года суммы завершенных в финансовом году расчетов по безвозмездной передаче (поступлению) финансовых активов (обязательств), учтенные на счете 0 304 04 000 "Внутриведомственные расчеты", отражаются у казенного учреждения и администратора кассовых поступлений в бюджет в корреспонденции со счетом 0 401 30 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов".

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

Ответ прошел контроль качества службой Правового консалтинга ГАРАНТ

12 июля 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики