Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

20.08.2012
ВОПРОС:
Каков порядок списания в казенном учреждении морально устаревшего мягкого инвентаря, не бывшего в эксплуатации?
ОТВЕТ:

В отличие от предыдущих редакций Инструкции по бюджетному учету положениями "Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), для списания объектов основных средств и нематериальных активов дополнительно предусмотрено такое основание, как моральный износ.
Однако очевидно, что морально устареть могут не только эксплуатирующиеся учреждением объекты основных средств и нематериальных активов, но и оборудование, не введенное в эксплуатацию, материальные запасы, хранящиеся на складах.
В частности, по нашему мнению, по причине морального износа (устаревания) могут быть списаны и отдельные предметы мягкого инвентаря (например детская одежда) длительное время хранившиеся на складе, покрой и фасон которых, несмотря на удовлетворительное качество, делает невозможным их дальнейшее использование.
Отметим, что такое основание для списания материальных запасов, как моральный износ (устаревание), прямо предусмотрено нормативными документами по ведению бухгалтерского учета в коммерческих организациях.*(1)
Дополнительным аргументом в пользу списания указанного имущества может служить и неэффективность (затратность) обеспечения его дальнейшего хранения и учета.
При этом в рассматриваемом случае должна быть исключена возможность реализации данного имущества, либо безвозмездной передачи его другим государственным (муниципальным) учреждениям.
Важно отметить, что само по себе длительное хранение предметов мягкого инвентаря не может служить основанием для их списания. Ведь, как правило, для таких предметов предусматриваются сроки эксплуатации (носки), и время хранения на складе в этих сроках не учитывается.
А вот если в процессе длительного хранения эти предметы пришли в негодность (изветшали, иссохли и т.п.), основанием для списания этих предметов будет именно их состояние (физический износ), исключающее возможность их ремонта и дальнейшей эксплуатации.
Конкретное решение о невозможности дальнейшей эксплуатации и необходимости списания предметов мягкого инвентаря принимается комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе. Указанное решение оформляется Актом о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (форма 0504143) (смотрите Приложения NN 2, 5 к приказу Минфина России от 15.12.2010 N 173н).
В частности, в Акте (форма 0504143) указываются:
- причины, послужившие основанием для принятия решения о списании объектов имущества;
- перечень мероприятий по исполнению решения о списании (ликвидация, утилизация, передача, передача в переработку, иные мероприятия);
- отметка о результатах проведенных мероприятий, в том числе перечень имущества, подлежащего постановке на учет по результатам проведенных мероприятий (например фурнитура, ветошь), с целью дальнейшего его использования.
Кроме того, в рассматриваемой ситуации необходимо помнить, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (ст. 215 ГК РФ).
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве оперативного управления (п. 3 ст. 215, ст. 296 ГК РФ).
При этом казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества (п. 4 ст. 298 ГК РФ).
Следовательно, вопрос о списании предметов мягкого инвентаря должен быть предварительно согласован с уполномоченным органом.
Акт (форма 0504143) оформляется профильной комиссией учреждения в двух экземплярах:
- один экземпляр оформленного надлежащим образом Акта (форма 0504143), согласованного в установленном порядке и утвержденного руководителем учреждения, передается в бухгалтерию учреждения (централизованную бухгалтерию);
- второй остается у материально ответственного лица.
В заключение отметим, что даже должным образом обоснованное комиссией и согласованное уполномоченным органом решение о списании предметов мягкого инвентаря, по нашему мнению, полностью не исключает возможные претензии со стороны контролирующих органов.
Дело в том, что сам по себе факт накопления на складе и своевременного неиспользования по назначению муниципального имущества может свидетельствовать о его неэффективном использовании.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
государственный советник РФ 3 класса Семенюк Александр

Ответ прошел контроль качества службой Правового консалтинга ГАРАНТ

2 августа 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) Смотрите, например:
- п. 124 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н;
- п. 30 Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденных приказом Минфина России от 26.12.2002 N 135н.

Все консультации данной рубрики