Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

23.08.2012
ВОПРОС:
Согласно ст. 93.1 НК РФ налоговый орган запросил у организации налоговые регистры по налогу на прибыль по формированию доходов, расходов, внереализационных доходов и внереализационных расходов. Указанный запрос связан с проведением выездной налоговой проверки у контрагента организации.
Правомерен ли запрос налогового органа?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Налоговый орган вправе истребовать у организации не только документы, которые относятся к проверяемому лицу, но и документы, относящиеся к иным лицам, в том числе и не состоящим в договорных отношениях с проверяемым налогоплательщиком. Такие документы должны касаться деятельности, осуществляемой проверяемым налогоплательщиком.
Если истребуемые документы не связаны с деятельностью проверяемого налогоплательщика, то представлять их организация не обязана. Однако в этом случае свою точку зрения налогоплательщику, вероятнее всего, придется отстаивать в суде.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
Кроме того, в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).
Критерии, позволяющие определить, какие именно документы и в каких случаях могут считаться касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, НК РФ не установлены.
Поэтому у налогоплательщика фактически могут быть истребованы любые имеющиеся у него документы, которые, по мнению налогового органа, касаются деятельности проверяемого налогоплательщика.
По смыслу ст. 93.1 НК РФ такие документы (информация) могут непосредственно и не относиться к проверяемому налогоплательщику. Они должны касаться его деятельности и могут при этом содержать сведения, относящиеся к иным лицам (в том числе и к лицам, не являющимся контрагентами проверяемого налогоплательщика).
Таким образом, налоговый орган вправе затребовать только документы (информацию), касающиеся деятельности налогоплательщика, а не деятельности организации, у которой они истребуются (письмо Минфина России от 11.10.2007 N 03-02-07/1-438).
Если документы (информация) никак не связаны с проверяемым налогоплательщиком, налоговики не вправе требовать их в рамках встречной проверки (постановления ФАС Поволжского округа от 09.04.2012 N Ф06-2396/12 по делу N А65-18171/2011, ФАС Северо-Западного округа от 30.07.2010 N А56-59024/2009, Дальневосточного округа от 30.09.2009 N Ф03-5056/2009, Поволжского округа от 15.01.2009 N А12-10258/2008).
В рассматриваемой ситуации в рамках встречной проверки налоговый орган запросил у организации налоговые регистры по налогу на прибыль по формированию доходов, расходов, внереализационных доходов и внереализационных расходов.
Заметим, что регистры налогового учета - это формы, в которые заносится вся информация, необходимая для расчета налога на прибыль.
Налоговые регистры по налогу на прибыль служат для ведения налогового учета организации в целях главы 25 НК РФ. Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога (ст. 313 НК РФ).
Как видно из норм ст. 313 НК РФ, налоговые регистры необходимы для исчисления налога на прибыль организации и для контроля правильности, полноты и своевременности его исчисления и уплаты в бюджет.
То есть налоговые регистры по налогу на прибыль относятся к деятельности организации, у которой истребуются документы при встречной проверке, а не к деятельности проверяемого налогоплательщика.
В то же время подтверждением данных налогового учета являются как аналитические регистры налогового учета, так и первичные учетные документы (включая справку бухгалтера). В свою очередь, формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, в обязательном порядке должны содержать, в частности, такие реквизиты, как период (дату) составления регистра и наименование хозяйственных операций (абзацы 9, 10 ст. 313 НК РФ). Поэтому не исключено, что целью истребования данных документов является сопоставление операций, проводимых по сделкам Вашей организации и проверяемого контрагента.
Если же в указанных налоговых регистрах организации по налогу на прибыль не содержится информации, связанной с деятельностью проверяемого налогоплательщика (контрагента организации), то, по нашему мнению, представлять их не нужно.
Однако имеется и отрицательная для налогоплательщика судебная практика.
Так, например, в постановлении ФАС Московского округа от 04.10.2006 N КА-А40/9438-06 судом отмечено, что вопросы целесообразности направления требования о представлении именно того перечня документов, которые в нем обозначены, не могут оцениваться в арбитражном процессе, поскольку являются прерогативой налоговых органов.
В постановлении ФАС Поволжского округа от 05.02.2008 N А49-4731/2007-204А/16 судьи указали, что в соответствии с п. 2 ст. 93.1 НК РФ в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.
Таким образом, законодательством не установлены четкие критерии, позволяющие однозначно определить, в каких случаях истребуемые налоговым органом документы не могут рассматриваться как связанные с деятельностью проверяемого налогоплательщика. Разумеется, если организация посчитает, что истребуемые документы не связаны с деятельностью проверяемого налогоплательщика, она вправе не представлять их налоговому органу. Однако в этом случае свою точку зрения ей, вероятнее всего, придется отстаивать в суде. Не исключено, что в случае непредставления организацией запрошенных налоговым органом документов суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, может прийти к выводу, что истребованные документы касаются деятельности проверяемого налогоплательщика (постановления ФАС Уральского округа от 13.09.2011 N Ф09-5722/11, ФАС Поволжского округа от 07.04.2011 по делу N А55-15446/2010, Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2011 N 05АП-6523/11).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Овчинникова Светлана

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Мельникова Елена

9 августа 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики