Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

23.08.2012
ВОПРОС:
Муниципальному бюджетному учреждению необходимо взять в аренду нежилые помещения.
Должно ли учреждение осуществлять размещение заказа на аренду нежилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ? Если да, то какой способ размещения заказа можно применить?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Размещение заказа в данном случае может осуществляться путем проведения аукциона в электронной форме, а также путем проведения запроса котировок или размещения заказа у единственного поставщика при условии соблюдения ограничений, установленных для выбора этих способов.

Обоснование позиции:
Требования к порядку заключения договоров, в которых государственные и муниципальные органы и бюджетные учреждения выступают в роли заказчиков, определены Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона N 94-ФЗ под его регулирование подпадают отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее также - размещение заказа). Под муниципальными нуждами понимаются любые потребности муниципальных образований и органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 4 Закона N 94-ФЗ) в товарах, работах или услугах (ч. 2 ст. 3 Закона N 94-ФЗ). При этом Закон N 94-ФЗ не раскрывает понятия товаров, работ и услуг. Однако из ч. 1 ст. 2 этого Закона следует, что он основывается, в том числе, на положениях Гражданского кодекса РФ.
Пункт 1 ст. 779 ГК РФ связывает оказание услуг с совершением определенных действий или осуществлением определенной деятельности. Очевидно, что оказание услуг в этом смысле отличается от аренды как временного владения и пользования или временного пользования арендатором имущества, предоставленного ему за плату арендодателем (ст. 606 ГК РФ). Пункт 2 ст. 779 ГК РФ, перечисляющий виды договоров на оказание услуг, регулируемые отдельными главами ГК РФ, также не упоминает в их числе договор аренды.
Однако Высший Арбитражный Суд РФ в решении от 25.04.2011 N ВАС-2237/11 указал, что любые гражданско-правовые договоры (включая договоры аренды), связанные с расходованием денежных средств субъектами, перечисленными в ч. 1 ст. 4 Закона N 94-ФЗ (включая бюджетные учреждения), должны заключаться в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов (смотрите также определение ВАС РФ от 30.06.2011 N ВАС-7912/11). И хотя для арбитражных судов при рассмотрении ими дел обязательны лишь постановления Пленума ВАС РФ и Президиума ВАС РФ (п. 2 ст. 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ), весьма вероятно, что при рассмотрении споров о распространении Закона N 94-ФЗ на заключение заказчиками договоров аренды суды, которые ранее придерживались разных позиций на этот счет*(1), будут принимать во внимание вышеуказанную позицию ВАС РФ. Это подтверждается судебной практикой, появившейся после принятия ВАС РФ упомянутого решения. Так, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 11.08.2011 N 18АП-7488/11 пришел к аналогичным выводам, фактически указав на то, что под "услугами" в целях применения Закона N 94-ФЗ не следует понимать только те отношения, которые формально подпадают под содержащееся в главе 39 ГК РФ определение возмездного оказания услуг. Аналогично складывается практика относительно заключения заказчиками договоров лизинга (смотрите, например, постановления ФАС Поволжского округа от 19.07.2011 по делу N А12-21338/2010 и от 29.07.2011 по делу N А12-21619/2010, Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2011 N 12АП-8760/11, Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2011 N 09АП-6385/11).
В связи с этим необходимо учитывать следующее.
Поскольку код 7000000 (а к этой группировке в классификаторе ОКДП ОК 004-93 отнесены и виды деятельности, связанные со сдачей внаем недвижимого имущества) включен в Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 N 236-р, то размещение заказа по общему правилу, установленному ч.ч. 4 и 4.2 ст. 10 Закона N 94-ФЗ, должно осуществляться заказчиками путем проведения открытого аукциона в электронной форме (письмо Минэкономразвития России от 01.08.2011 N Д28-186).
При этом согласно позиции регулирующих органов нормы ч.ч. 4 и 4.2 ст. 10 Закона N 94-ФЗ означают запрет только на размещение заказа на поставки (выполнение, оказание) товаров (работ, услуг), включенных в вышеуказанный Перечень, путем проведения торгов в форме конкурса. Соответственно, возможность размещения данного заказа путем проведения запроса котировок или у единственного поставщика при условии соблюдения ограничений, установленных для выбора этих способов, не исключена (смотрите также письма Минэкономразвития России от 03.03.2009 N Д05-1079, от 16.07.2008 N Д05-2839, N Д05-2840, Д05-2841, от 09.06.2008 N Д05-2315, N Д05-2314, N Д05-2313, N Д05-2312, N Д05-2310, N Д05-2309, N Д05-2308, от 23.05.2008 N Д05-2009, Д05-1991, N Д05-2010, Д05-1989, N Д05-2011, N Д05-2008, N Д05-2007, N Д05-2012; от 08.08.2007 N 11812-КА/Д04, от 09.06.2008 N Д05-2311).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

10 августа 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) Смотрите следующий материал:
- Вопрос: Муниципальный район Краснодарского края имеет в собственности здание, состоящее из 4-х этажей и подвала. Всего в здании - 100 помещений. 10 помещений занимает администрация городского поселения. 90 помещений занимает администрация муниципального района. Администрация муниципального района предложила администрации городского поселения взять в аренду 10 помещений по цене 280 000 руб. в год на срок 11 месяцев. Оценка (280 000 руб.) произведена независимым оценщиком. Обязана ли в данном случае администрация городского поселения проводить запрос котировок? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2012 г.). 

Все консультации данной рубрики